«Каждый раз, давая кому-либо должность, я создаю сто недовольных и одного благодарного», — говорил Людовик XIV. (Тот самый король, которому приписывают фразу «государство – это я»). Это означает, что сотня придворных будет обижена на то, что не назначили его или кого-либо из его «клана», и единственный «счастливчик» должен понимать, что его счастье не будет длиться вечно. Или он сам сделает что-то неправильно, или, если не сделает, его все равно будут подозревать в больших или малых «заговорах» – а для чего еще нужны сто завистников?
В случае Артура Ванецяна закономерность, выведенная французским монархом, действует во всей силе. Провластные круги и официальная пропаганда превратили бывшего главу СНБ в мишень: «оказывается», он ужасный человек, его семья погрязла в «криминале», в тексте своей отставки он, по указке «бывших», наговорил кучу неправильного, к тому же встретился еще с Царукяном (что, однако, было опровергнуто), у него есть фотографии с «плохими» людьми. Если он настолько «неудачный кадр», почему тогда назначали его, ведь, в частности, связи семьи можно было проверить заранее?
Но, как и в других случаях, я склонен задумываться не столько о личностных, сколько о системных проблемах.
1) Уточнить функции СНБ, полиции, прокуратуры, следственных органов
2) Уточнить, должны ли директор СНБ и начальник полиции быть членами политической команды (как предлагает «Просвещенная Армения») или деполитизированными специалистами? Ответ на второй вопрос неоднозначен. Назначенные в свое время министр внутренних дел и бывший глава СНБ Вано Сирадегян и Давид Шахназарян были, конечно, политическими фигурами. То, чем они занимались, находясь на своих постах, тема отдельного разговора, но логика таких назначений понятна – сделать состоявшимися эти структуры в новых условиях независимой Армении и рыночных отношений. Теперь эти структуры, на мой взгляд, худо-бедно состоялись. Если нынешняя власть считает, что не состоялись и нужны резкие радикальные преобразования, то, вероятно, опять-таки необходимо, чтобы их возглавили политические фигуры, причем, наделенные сильными волевыми качествами.
Читайте также
И здесь снова возникает вторая проблема, то есть, о функциях этих структур. Функцией СНБ, на мой взгляд, должны быть только разведка и контрразведка. Борьба с коррупцией или, скажем, уклонением от уплаты налогов, насколько я понимаю, является задачами других правоохранительных органов. Говорят, что коррупция представляет угрозу для национальной безопасности. Да, но я могу перечислить еще несколько «угрожающих» проблем. Например, эмиграция, низкий уровень образования, некачественная, порой ядовитая еда, браконьерский вылов рыбы из Севана. Ну, пусть тогда этим тоже занимается СНБ.