Сказать, что я был поклонником телепередачи Анжелы Товмасян «Перед зеркалом», было бы крайним преувеличением. Стиль интервью, когда журналист говорит больше, чем его гость, и выражает свою позицию почти по каждому вопросу (причем, как правило, акцентированно и в агрессивной тональности), такой подход мне чужд. Я также согласен с тем, что в последнее время эта программа носила подчеркнуто пропагандистский характер, и эта пропаганда была антивластной.
Но я сожалею, что эта телепередача закрылась. Точно так, как сожалел, когда в середине 1990-х годов были закрыты дашнакцаканские газеты, а издательство отказывалось печатать газету «Голос Армении», когда в конце 1990-х и начале 2000-х годов правительство начало кампанию против газеты «Орагир», а затем «Айкакан жаманак». Эту свою позицию я демонстрировал и в те времена, когда происходили такие события, высказываю ее и теперь, когда происходят схожие события.
Легко выражать поддержку людям, которым вы симпатизируете, чьи убеждения вы разделяете, которые живут и работают примерно так же, как живете и работаете вы. Гораздо труднее это делать, когда у вас нет личной симпатии к людям, когда вам не нравится их взгляды и стиль работы. Но без него нет демократической системы, независимо от того, какие европейские конвенции подписала ваша страна. Армения может развиваться только в условиях совершенной свободы – политической, экономической, собраний и выступлений. Если вы распространяете право на свободу только на своих, и «чужаки», по вашему мнению, не могут пользоваться этим правом, это приводит именно к той ситуации, которая была в Армении на протяжении последних 28 лет.
Изменилась ли ситуация после революции? И да, и нет. Централизованного, систематического давления в политической и особенно экономической сферах больше нет. Проблемы здесь могут быть преодолены, если у власти имеется стратегия, виденье продвижения вперед. Ситуация в сфере свободы слова является более сложной в той мере, что сила, сформированная поддержкой масс, опирается на настроения этих масс. А настроение у «Погосов» (οχλος – толпы) следующее: «правильно и делают, что тащат в КГБ отца и дочерей Грайра», «правильно поступили, что закрыли программу сестры Грайра». При таком качестве и количестве подбадривающих нетрудно потерять голову. Нужна политическая воля.