Голос Америки. Президент США Дональд Трамп примет участие в саммите лидеров государств НАТО, который пройдет 3-4 декабря в Лондоне. В распространенном 15 ноября заявлении Белого дома говорится, что «НАТО остается самым успешным альянсом в истории, гарантируя безопасность, процветание и свободу своих членов».
Однако к своему семидесятилетию Альянс пришел с рядом проблем, требующих решения.
Выступая в вашингтонском аналитическом центре «Атлантический совет», советник по вопросам безопасности посольства Великобритании в США Эдвард Фергюсон (Edward Ferguson) подчеркнул, что Альянс за последние пять лет предпринял самые решительные меры по сдерживанию потенциальной агрессии. Среди важных шагов, предпринятых Альянсом, Фергюсон отметил размещение четырех международных батальонов в странах Балтии и Польше, усиление защиты воздушного пространства НАТО и развитие программы «Четыре по тридцать», которая предусматривает возможность переброски через Атлантику и в пределах Европы 30 батальонов, 30 эскадрилий и 30 военных кораблей в течение 30 суток.
«Угрозы постоянно меняются, и НАТО необходимо меняться вместе с ними», – подчеркнул Фергюсон, добавив, что на повестке дня также стоит выработка стратегии в связи с прекращением действия американо-российского договора РСМД и угрозами, которые несут новые российские вооружения.
Читайте также
Выступившие в «Атлантическом совете» эксперты указали, что сил, размещенных на восточном фланге НАТО, может оказаться недостаточно для противостояния возможной крупномасштабной агрессии, а логистические возможности Альянса ограничены.
Профессор Национального военного колледжа Ричард Хукер, (Richard Hooker, National War College) отметил, что государства-члены НАТО должны инвестировать в развитие соответствующей инфраструктуры на европейском континенте.
Член Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США Рубен Галлего (Ruben Gallego) выразил опасение, что НАТО окажется не в состоянии оперативно перебросить подкрепления в нужную точку, «и война будет закончена прежде, чем начнется».
Однако самой существенной проблемой эксперты считают усилившиеся разногласия между государствами-членами НАТО. Недавно президент Франции Эммануэль Макрон говорил о «смерти мозга» НАТО, имея в виду отсутствие координации между Европой и США. Все чаще высказываются опасения, что в случае серьезного кризиса может оказаться бесполезной статья 5 Устава НАТО, гласящая, что нападение на одного из участников Альянса рассматривается как нападение на Альянс в целом.
Бывший заместитель генерального секретаря НАТО и эксперт «Атлантического совета» Александр Вершбоу (Alexander Vershbow, Atlantic Council) в интервью Русской Службе «Голоса Америки» призвал не преувеличивать остроту проблемы: «Члены Альянса сохраняют суверенитет и возможность самостоятельно принимать решения. Например, не все союзники участвовали в военной кампании в Ливии в 2011 году. Но если речь идет о защите территории НАТО, то, думаю, все союзники понимают, что здесь требуется максимальная солидарность».
Старший эксперт Центра анализа европейской политики Дональд Дженсен (Donald Jensen, CEPA) менее оптимистичен.
«Я не сомневаюсь, что НАТО ответит на потенциальную агрессию, но этот ответ должен быть подкреплен долговременными усилиями. Я не уверен, что каждый член НАТО отправит свой военный контингент. Хотя я убежден, что такие государства, как США или Польша, это сделают», – сказал он Русской Службе «Голоса Америки» во время обсуждения проблем защиты Центральной и Восточной Европы в Центре анализа европейской политики. По мнению Дженсена, одной из причин стало отсутствие американского лидерства: «Все чаще французы и немцы задумываются о том, чтобы действовать самостоятельно».
«Реальной альтернативы Североатлантическому альянсу не существует», – отметил министр обороны Литвы Раймундас Кароблис (Raimundas Karoblis), выступая в «Атлантическом совете».
«НАТО 70 лет, что не так плохо для организации, которую хоронили бесчисленное количество раз. Да, у нас есть проблемы, но мы всегда находили способы их решения. Надеюсь, мы сможем сделать это снова», – сказал Кароблис.