Голос Америки. Внешнеполитические эксперты и журналисты продолжают дебаты по поводу того, какую роль играет президент Трамп, члены его администрации и Конгресс в разработке внешней и оборонной политики США. В условиях крайней политизированности, отношения США с такими странами, как Россия и Украина, стали отображением внутренней политической борьбы и не имеют ясных целей. Это, в свою очередь, дает возможность России возможность усиливать свое влияние и дестабилизирующие действия, считают эксперты.
Сенатор-демократ от штата Мэриленд Крис Ван Холлен (Christopher J. Van Hollen Jr.), выступая в четверг, 21 ноября, на организованном вашингтонским Центром стратегических и международных исследований (CSIS) «Трансатлантическом форуме по России», отметил, что по его мнению, президент Трамп ведет недостаточно жесткую политику в отношении России, в то время как все большая часть Республиканской партии блокирует более жесткие законопроекты в отношении Москвы.
«Уже два года президент отказывается применять полный комплекс санкций, предусмотренных законом CAATSA («Закону о противодействии противникам Америки посредством санкций»), который был принят с большой двухпартийной поддержкой в 2017 году», – отметил сенатор Ван Холлен во время выступления.
Сенатор-демократ напомнил, что в начале работы новой администрации в Конгрессе существовал межпартийный консенсус по поводу более жесткой политики США в отношении России. В частности, закон CAATSA был тогда принят для того, чтобы администрация президента Трампа не смогла избежать наложения санкций, и этот закон имел широкую двухпартийную поддержку, в том числе и со стороны Митча Макконнела, лидера республиканского сенатского большинства.
Читайте также
Однако российское расследование и разразившийся «украинский скандал», который привел к расследованию демократами вопроса об импичменте президента США, окончательно политизировали и раскололи Конгресс. В частности, как подчеркнул сенатор Ван Холлен, часть Республиканской партии и сенатор Макконнел неоднократно блокировали законопроекты по ужесточению политики в отношении России, в том числе усилению санкционных мер за потенциальное вмешательство Москвы в американские выборы.
Подчеркнул сенатор и важность НАТО и ее союзников для США, в том числе для противостояния России. Сенатор также отметил, что неоднократная критика президента Трампа в адрес Альянса и недавний вывод американских войск из Сирии только ослабляют позиции Вашингтона и играют на руку Кремлю. Решение администрации Трампа о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – без четкого дальнейшего плана – «только ухудшает ситуацию» и повышает неопределенность и в отношении последнего имеющегося в области ограничения гонки вооружений Договора о стратегических наступательных вооружения (СНВ-3).
«Я считаю что нынешняя администрация делает все наоборот. Она отказывается искать сотрудничество в тех вопросах, где имеет смысл защищать наши интересы, как в сфере контроля над ядерными вооружениями. В то же самое время, она отказалась бросить России вызов там, где это важнее всего – в вопросах защиты наших выборов и демократии, а также в том, чтобы явно сигнализировать об оказании поддержки нашим союзникам и партнерам в противостоянии российской агрессии, – подытожил сенатор. – В начале работы этой администрации Конгресс действительно сыграл важную роль в качестве противовеса ей, притом со стороны обеих партий. К сожалению, двухпартийный противовес в Конгрессе, похоже, уменьшается с каждым днем».
Журналист и штатный сотрудник американского еженедельника The New Yorker Сюзан Глассер (Susan Glasser), во время форума тоже высказала свое мнение, что внешняя политика США стала прямым отображением политики внутренней и, в частности, личных взглядов президента Трампа. Журналист подчеркнула, что взгляды президента Трампа во многом отличаются как от взглядов членов его администрации, так и Республиканской партии в целом, однако многие республиканцы стали на позицию президента, в том числе по отношению к России или Украине, поставив лояльность к президенту выше традиционных подходов республиканцев по этим темам. В то же самое время, как отмечает журналист, в окружении президента Трампа не осталось людей, кто имел бы иные от него взгляды на внешнюю политику.
«Президент Трамп реализует внешнюю политику исходя из своих личных убеждений. В данный момент вокруг него нет тех людей, кто имел бы другое мнение», – считает Сюзан Глассер. Она также отметила, что действующая Стратегия национальной обороны США на сегодняшний день не является «оперативным документом», отображая консенсус на внешнюю политику и политику безопасности США, существовавший между людьми в окружении президента два года назад. Стратегия национальной обороны США была представлена тогдашним министром обороны США Джэймсом Мэттисом, который покинул администрацию в декабре прошлого года из-за разногласий с президентом США, выступая, в частности, против вывода американских войск из Сирии и критики в отношении НАТО и союзников.
В отношении НАТО, как отметила журналист The New Yorker, президент Трамп является «глубоким скептиком» и будущее альянса, как считает Сюзан Глэссер, во многом зависит от того, будет ли президент Трамп избран на второй срок. Не исключила журналист и того, что президент Трамп может пригласить президента Путина на следующую встречу «Большой семерки». В то же самое время, как подчеркнула журналист, сегодняшние высказывания и действия президента Трампа, учитывая его непредсказуемость, не говорят о том, какой может быть его внешняя политика в будущем.
Журналист газеты New York Times Питер Бейкер (Peter Baker) отметил во время форума, что сегодня внешняя политика США в отношении России и Украины во многом определяется людьми, не являющимися признанными экспертами по этим странам, но использующими обе страны во внутренней политической борьбе.
«Логического разговора о России и Украине на сегодняшний день не существует», – считает журналист, также отметив крайнюю политизированность. По словам журналиста, те, кто выступает за диалог и сотрудничество с Россией, автоматически записываются в «трамписты и угодники Путина», а выступающие за более жесткую политику – в ряды тех, кто сомневается в легитимности президентства Трампа из-за российского вмешательства. Крайняя политизированность Конгресса, когда каждый шаг или высказывание Трампа об улучшении отношений с Россией воспринимается демократами как «подозрительный», что уменьшает, по мнению журналиста, любые возможности сотрудничества, где это может быть необходимо.
«Отношения между США и Россией находятся в тупике и так будет до тех пор, пока президентом остается Трамп», – сказал во время форума Рене Пфистер (Rene Pfister), вашингтонский журналист немецкой газеты DER SPIEGEL.
С этой оценкой согласна и Хизер Конли (Heather Conley), вице-президент Центра международных и стратегических исследований.
«В некотором смысле политика США в отношении России действительно находится в тупике, – сказала Хизер Конли в комментарии Русской cлужбе «Голоса Америки», отметив, что выработку стратегии США по отношению к России осложняет не только различное видения президента Трампа и членов его администрации, политизированность в Конгрессе и его растущее желанию играть большую роль во внешней политике и политике безопасности США, но и роль различных ведомств. – Понять политику США, особенно во отношении России, кто ее создает и формирует сегодня, чрезвычайно сложно. В конечном итоге, президент, как главнокомандующий, имеет здесь последнее слово, если, конечно, он не получит законодательное вето со стороны Конгресса».
Эксперт также выражает опасения, что в то время, как США пытаются найти выход из создавшейся ситуации, Россия улучшает отношения с Турцией, членом НАТО, и продолжает оказывать давление на страны постсоветского пространства, в том числе Молдову, Беларусь и Грузию.
«Этот тупик не позволяет США видеть и реагировать на потенциально дестабилизирующую активность России, – говорит Хизер Конли. – Мы просто не можем сформулировать четкую политику из-за наших разногласий. Но и Европа также разделена и сосредоточена на других вопросах, будучи не в состоянии ответить на потенциальные инциденты. Трансатлантический союз не может сегодня ответить на потенциальный акт российской агрессии».
В то же самое время, как считает эксперт CSIS, Россия не станет прибегать к серьёзной агрессии.
«Я думаю, что они довольны наблюдая за тем, какой вред мы наносим сами себе», – отмечает Хизер Конли.
Сам президент Трамп неоднократно высказывал точку зрения, что США и Россия должны иметь лучшие отношения. В то же самое время, как подчеркивал президент США, он проводит гораздо более жесткую политику в отношении России, чем многие предыдущие администрации. Несмотря на раннюю критику, президент Трамп и его администрация также неоднократно подчёркивали важность НАТО и заверяли в приверженности США альянсу.
«НАТО остается самым успешным альянсом в истории, гарантируя безопасность, процветание и свободу своих членов», – в частности говорится в распространенном 15 ноября заявлении Белого дома в преддверии саммита лидеров государств НАТО, который пройдет 3-4 декабря в Лондоне. Президент США Дональд Трамп также примет участие в этом саммите.
Фото — Голос Америки