В середине 1990-х годов президент США Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Хотя страна, в которой я вырос, имела множество пороков, я не согласен с этим ярлыком. Иначе получится, что я прожил 30 лет, ровно половину своей жизни, в абсолютном зле. А это не так.
Позже те же США называли страны, которые им не нравилось, в том числе Иран, «осью зла». Я опять же не согласен, так как не воспринимаю наше соседнее государство таковым.
За 28-летнюю историю независимой Армении «злом» именовали также тех или иных деятелей и, конечно же, первых лиц. Понятно, что, как и любой человек, они не лишены недостатков. Но мне кажется неправильным наклеивать на какого-либо человека (или страну) ярлык зла. Это просто пропагандистская уловка, которая влияет на примитивные умы. Персонализация зла может приносить большие политические дивиденды, но она никогда не искореняет собственно зло, которое кроется не в людях, а в явлениях.
«Лидер, который не пользуется доверием народа, является злом для страны, так же как были злом все руководители, начиная с 1996 года, когда они завладели властью без доверия народа и пытались сохранить эту власть», – сказал Пашинян в Италии. Из этого был сделан вывод, что премьер-министр назвал «злом» первого президента, и между николовцами и левоновцами начался спор, который пытались держать в «подогретом состоянии» кочаряновцы и сержевцы. У них тоже есть свои интересы. Два течения, объединенных на почве ненависти ко 2-му и 3-му президентам, несколько разошлись из-за заявления премьер-министра.
Читайте также
Но проблема здесь не в личности Тер-Петросяна (или любого другого человека), и не в первом президенте, чтобы искать тут зло. Проблема заключается в политических и экономических условиях, которые позволяют фальсифицировать выборы. Эти условия действительно существуют с 1996 года (точнее, с 1995 года). Из-за нехватки места я просто перечислю их: административный ресурс, олигархи, полиция, служба безопасности и другие правоохранительные органы, подчиняющиеся политической власти, зависимая судебная система, уличные авторитеты. Это и есть то зло.
А теперь давайте попробуем ответить честно, исчезло ли оно? Думаю, что нет. В 2018 году Пашинян не нуждался в фальсификации результаты выборов, так как был окружен любовью, почитанием и восторженностью. Однако они, как известно, не вечны, и полагаться на них в борьбе со злом бессмысленно.