Интервью с директором Музея-института Геноцида армян Арутюном Марутяном.
– Как известно, Турция всегда отрицает Геноцид армян и оказывает давление также и на другие государства. На Ваш взгляд, в чем причина того, что Турция не признает Геноцид армян?
– Есть много причин, о которых пишут наши коллеги-историки и востоковеды. Я не могу ответить точно, но в моих словах будет много истинного. Во-первых, Турция боится признания, потому что у нее потребуют компенсацию, а она не может этого сделать. Компенсация подразумевает земельную, территориальную и материальную компенсацию. Во-вторых, на международной арене снизится ее реноме, но самое главное, что турецкое общество поймет, что его обманывали уже сто лет и более. Это было бы большим переломом в идентичности, потому что они начнут думать, что они плохие люди, и убивали людей только за то, что они были армянами. То есть, это вызовет раскол в турецком обществе, который таит в себе опасность для любого общества. Кроме того, отрицание – это линия турецкой политики, отказаться от которой сложно, и осуществить это нужно, разрубив гордиев узел, чего они боятся, поскольку армяне никогда не прекратят свои требования.
– 29 октября Палата представителей США приняла резолюцию о признании Геноцида армян, законопроект был предложен и в Сенате, но его отклонили. Как Вы думаете, повлияла ли на решение Сената совместная пресс-конференция президента Турции Эрдогана и президента США Трампа?
Читайте также
– Да, конечно, повлияла. Всего несколько дней назад одного республиканца спросили, почему это произошло, и он ответил, что ему сказали заблокировать этот вопрос. Это так и будет продолжаться, поскольку Турция является важным союзником Соединенных Штатов.
– Как бы вы оценили дальнейшее развитие турецко-американских отношений в случае признания Геноцида армян Сенатом?
– Такого признания не будет.
– Некоторые сверхдержавы уже признали Геноцид армян, и если Соединенные Штаты тоже примут его, то окажется, что часть сверхдержав признали Геноцид армян. Считаете ли Вы, что признание Геноцида армян сверхдержавами вынудит другие государства и особенно Турцию прекратить отрицание и признать Геноцид армян?
– Конечно, признание будет иметь большое значение. Это будет политическое давление на Турцию, но решение находится в сфере права – подготовка юридических документов, использование юридического «оружия». Но и правовые пути разнятся. Первое – обратиться в суд, где тоже можно проиграть, потому что все политизировано. Таким образом, это не путь, а маленькие шагами продвигаться вперед и готовить грамотные иски и только потом обращаться в суд. Но это также требует больших денег и труда, чего здесь не хватает.
– Какая работа проводится в вашем Музее-институте для содействия признанию Геноцида армян?
– Проводим показы, научные исследования, принимаем официальные делегации. В конечном итоге, решения принимаются этими людьми. Они приходят, видят, им все объясняют. Они приходят в этом вопросе к убеждениям, которые позже могут использовать при принятии решений.
Беседу вела Лусине НОВШАТЯН
Студентка второго курса магистратуры Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. В. Брюсова
Газета «Аравот»,
04.12.2019г