Заместитель министра здравоохранения РА Артем Смбатян прояснил ситуацию с отказом от размещения госзаказа в некоторых областных родильных домах.
«Принимая решения об организации медицинских услуг, включая охрану материнства, Министерство здравоохранения руководствуется исключительно реализацией своих уставных целей и задач, в данном случае — поддержка здоровья матери и ребенка и снижение показателя заболеваемости и смертности.
В контексте реализации этих целей Государственная комиссия по размещению госзаказов на 2020 год (председателем которой являюсь я) приняла решение об отказе от акушерских и гинекологических услуг, о чем было доложено министру, и на основании решений Комиссии приняты соответствующие министерские решения.
Так, в 2018 году в Армении было зарегистрировано 182 случая смерти младенцев (в возрасте 0-27 дней) и 623 мертворождения. С сожалением отмечаю, что в 2019 году было 13 материнских смертей.
Читайте также
Я настоятельно призываю сотрудников этих региональных учреждений не спекулировать тем фактом, что материнской смерти у них не было. Для любого специалиста в данной области очевидно, что в случае осложнений во время беременности и их выявления, роженицы направляются в роддома уровня 3a и 3b, расположенные в Ереване, где цифры показывают, что не всегда возможно спасти жизнь и здоровье матери и ребенка.
Причин множество, в том числе позднее выявление осложнений, патологии в дородовом периоде, несвоевременное направление в специализированные центры. Не умаляя профессиональный потенциал и квалификацию каждого врача, я считаю необходимым подчеркнуть, что небольшое количество родов и практики с течением времени неизбежно ведет к потере профессиональной квалификации.
Медицинский центр в Ачаджуре отметил 88 родов в 2018 году и 75 — в первые 11 месяцев 2019 года. Из этого становится ясно, что каждые 4-5 дней принимались 1 роды. Кроме того, здесь нет хирургического центра, отделения интенсивной терапии, анестезиолога и неонатолога.
Это само по себе представляет потенциальный риск как для ребенка, так и для роженицы, поскольку любые роды, даже несложные, могут протекать непредсказуемым образом и требуют немедленного вмешательства квалифицированного медицинского специалиста. На примере этого центра, служба не должна была функционировать в 2019 году, но организации было предоставлено 1,5 года для увеличения числа рождений и обеспечения необходимых условий для организации родов.
Я хотел бы особо отметить, что государство в лице Министерства здравоохранения не делает никакой финансовой экономии при таких решениях, так как любой случай родовспоможения будет компенсирован и будет продолжать выплачиваться всем гражданам Армении. То есть, когда житель того же Ачаджура получает родовспоможение в любом центре республики, государство компенсирует сумму, соответствующую этому центру.
Более того, правительство выделило дополнительно 1,9 млрд драмов на сектор здравоохранения к 2020 году — для повышения демографических показателей и стимулирования рождаемости, что позволит принять ряд комплексных мер по укреплению здоровья.
Что касается услуг по охране материнства в этих 9 центрах, следует отметить, что они не являются финансово эффективными, а это означает, что финансируемое государством возмещение расходов по беременности и родам в таких небольших объемах будет недостаточным даже для обеспечения надлежащего персонала и технической поддержки.
Я предлагаю создать в таких центрах службу скорой помощи, чтобы иметь возможность своевременно доставлять рожениц в специализированные родильные дома, на что все центры получают необходимое государственное финансирование.
Подводя итог, я прошу всех представителей общественности и общественности не злоупотреблять, не политизировать и не искажать реальность, поскольку речь идет о жизни и здоровье граждан Республики Армения — матерей и детей. Что касается соответствующего медицинского персонала, Министерство здравоохранения выражает готовность оказать помощь в поиске работы в других медицинских центрах и/или/ в других службах того же центра», — говорится в разъяснении.