Процесс продолжается, официальный Ереван не уклоняется от переговоров
Начало — ЗДЕСЬ
С 2018 года встречи между властями Армении и Азербайджана в рамках процесса Карабахского урегулирования дошли до какой-то вехи, хотя многие вопросы для нашего общества пока еще остаются без ответа. Например, вокруг какого конкретно документа проходили и ведутся последние встречи-переговоры, находятся ли все еще на столе переговоров Мадридские принципы, или в них были внесены поправки, или остается ли все еще в качестве переговорного документа «план Лаврова»? Стороны, конечно, высказали свои позиции по некоторым из этих тем, и они часто представляли собой противоречивые мнения и комментарии.
Несколько дней назад журналисты задали министру иностранных дел РА Зограбу Мнацаканяну некоторые вопросы, в частности, напомнив, что в конце года премьер-министр объявил, что за столом переговоров нет никакого документа, и если это так, значит ли это, что переговоры начнутся с нуля? «Нет, мы неоднократно затрагивали этот вопрос. Переговорный процесс ведется уже на протяжении 25 лет в рамках Сопредседательства Минской группы ОБСЕ, который мы продолжаем считать самым эффективным и международно признанным форматом. В рамках данного переговорного процесса сформировались многочисленные подходы, идеи, и в контексте этого для нас чрезвычайно существенно и принципиально сочетать многочисленные различные параметры, в которых выражены приоритетные для нас позиции», – ответил министр иностранных дел Армении.
Читайте также
Он добавил, что переговорный процесс продолжается: «Мы никогда не избегали переговоров. Наоборот, мы очень активно вовлечены в переговорный процесс. У меня была возможность говорить об этом с того дня – с мая 2018 года, когда правительство взяло на себя ответственность, не было момента, чтоб мы откладывали или затягивали процесс. В течение года была проведена довольно активная работа, было достаточно встреч на уровне министров, в марте состоялась официальная встреча на уровне руководителей, имели место неофициальные встречи. Процесс продолжается».
На вопрос, планируется ли встреча Пашиняна-Алиева, Мнацаканян сказал: «Пока еще рано говорить об этом. Мы продолжаем работать на уровне министров иностранных дел». А планируется ли в ближайшее время встреча глав МИД Армении и Азербайджана, Мнацаканян отметил, что об этом будет объявлено одновременно обеими сторонами: «Но, как я сказал, мы не избегаем, и нормальный переговорный процесс должен продолжаться, нужна постоянная вовлеченность и работа. В рамках этой логики, когда мы договоримся обо всех деталях, необходимых для встречи, мы объявим».
Азербайджанский коллега Мнацаканяна Мамедъяров недавно выступил с пространными комментариями, «раскрывая» некоторые нюансы переговоров. Интервью главы МИД Азербайджана азербайджанскому телеканалу CBS показало, что азербайджанская сторона осталась весьма недовольной поведением армянской стороны. Уже не в первый раз Мамедъяров публично заявляет, что переговоры с армянской стороной проходят очень трудно.
Одно из откровений Мамедьярова касается «плана Лаврова», который, по его словам, был разработан 2,5 года назад во время трехсторонней встречи в Москве. Министр иностранных дел Азербайджана утверждает, что на переговорах с министром иностранных дел Армении обсуждаются конкретные и реальные пункты. Министр иностранных дел Азербайджана заверяет, что последним документом является так называемый «план Лаврова», добавив, что он был разработан два года назад в ходе бурных обсуждений на трехсторонних московских переговорах. Согласно его интерпретации, «план Лаврова» основан на Мадридских принципах. В своем интервью министр иностранных дел Азербайджана также сослался на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 9 марта, отметив, что суть заявления заключалась в поэтапном решении проблемы. На первом этапе, по словам Мамедъярова, «вывод войск, возвращение азербайджанского населения в Нагорный Карабах, обеспечение безопасности, установление контактов». По его словам, Баку предлагает армянской стороне «мир с перспективой процветания».
Возможно, он делает эти «разъяснения», потому что армянская сторона придает большое значение принципам статуса и безопасности. По его словам, Баку и сопредседатели понимают, что такое статус, но не понимают, что значит безопасность, и именно поэтому они обратились к сопредседателям для разработки этой формулы безопасности, отметил Мамедъяров.
И здесь Мамедъяров по-своему интерпретирует заявленные армянской стороной принципы: «Армянское население Карабаха – это также их граждане, и Баку готов обеспечить безопасность армянского населения в полном объеме». Таким образом, Баку считает 2019 год годом упущенных возможностей для урегулирования карабахской проблемы, но в то же время указывает, что было бы ошибочно утверждать, что процесс зашел в тупик. В обширном интервью в конце года Мамедъяров несколько раз подчеркнул, что Баку выступает за мирное урегулирование. «Вы спрашиваете, что дали нам переговоры. А что такое урегулирование, если не переговоры? Даже в случае возобновления войны все равно переговорный процесс должен иметь место, так как не может быть вечной ни война, ни переговорный процесс».
Напомним, что в заявлении стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, опубликованном в начале декабря, было подчеркнуто, что Нагорно-Карабахский конфликт не может быть решен военным путем, статус-кво является неприемлемым, и призвали стороны вести переговоры без искусственных задержек. В рамках заседания Совета министров ОБСЕ в Братиславе главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы – министр иностранных дел России Сергей Лавров, госсекретарь Франции по европейским и иностранным делам Жан-Батист Лемуан и исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Фил Риччи, выступили с заявлением, в котором поприветствовали относительно низкий уровень насилия на линии соприкосновения карабахского конфликта и на международной границе, и отметили, что стороны полноценно использовали прямую связь для снижения риска напряженности.
Авторы заявления подтвердили, что «справедливое и прочное урегулирование должно основываться, в частности, на принципах Хельсинкского заключительного акта – неприменении силы, территориальной целостности и праве народов на самоопределение и равные права». «Главы делегаций стран-сопредседателей вновь подчеркивают, что статус-кво является неприемлемым и что конфликт не может иметь военного решения. Поэтому мы призываем стороны вести содержательные переговоры без искусственных задержек и в атмосфере добросовестности».
Упомянутый государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ принцип самоопределения народов, который так раздражает азербайджанские власти, должен стать исходной точкой для армянской стороны как в переговорах с азербайджанской стороной, так и в работе с международным сообществом. Во время встреч, переговоров, обсуждений возможных компромиссов с азербайджанскими властями, а также работе, проводимой с партнерами Армении, армянская сторона всегда должна выступать с позиции принуждения Азербайджана – воинствующей стороны, к миру.
Начало — ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
23.01.2020г