Из-за коронавируса и ряда других причин мир вступает в этап очередного экономического кризиса, и это не может не оказать влияние на экономику Армении. Напомним, что в 2009 году из-за экономического и финансового кризиса в предшествовавшем году ВВП нашей страны упал более чем на 15 процентов. Не исключено, что показатели за 2020 год также не будут блестящими.
Но, как говорится, нет трудностей, ошибок и неудач – есть уроки. И, следовательно, существенно не само падение.
Есть более важный вопрос. Как страны мира перестроят свои экономики, насколько окажутся точны прогнозы должностных лиц «экономического блока», экономистов и бизнесменов этих стран? Конечно, делать такие прогнозы – узкоспециализированная задача, решение которой сегодня не знают даже лауреаты Нобелевской премии по экономике.
Но, полагаю, не нужно быть «экономическим гуру», чтобы констатировать, что нефтяной век во всем мире подходит к концу. Вчера утром цена на нефть составляла 23,5 доллара за баррель, и, комментируя этот факт, совладелец и вице-президент крупнейшей российской нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун назвал это ни больше, ни меньше как «катастрофой». Конечно, цена может снова вырасти, но я полагаю, что лидеры «нефтяных» стран должны понимать, что в обозримом будущем экономика больше не сможет строиться на нефти и зависеть от цены этого единственного продукта. Для любого фермера это примерно то же самое, если он будет основывать свои расчеты на предположении, что погода все 365 дней в году будет благоприятной. Государствам и бизнесу потребуется новый уровень изобретательности, креативности в подходах, и в этом смысле Армения действительно может выиграть.
Читайте также
Армяне не уступают другим с точки зрения изобретательности. И предприниматели, пользуясь этой ситуацией «половинчатой занятости», должны подумать о будущем, приобрести новые знания и навыки. И почему только бизнесмены? Данная ситуация предоставляет всем нам хороший шанс оценить, например, возможности дистанционного обучения и работы. То, что люди (и не только молодые) вынуждены передавать или получать знания удаленным образом, может дать им возможность заново снова взглянуть на свою профессию, найти новые пути для самосовершенствования. И этот новый взгляд обязательно пригодится, когда инфекция отступит.