Эпидемия в мире достигла таких огромных масштабов, что международные организации и мировые лидеры (их самая разумная часть) призывают положить конец войнам, в том числе экономическим, и осознать, что сегодня все человечество находится «в одной лодке», и речь идет о жизни и смерти миллионов.
Действительно, в такой ситуации важно уметь отличать важное от второстепенного, забыть о противоречиях и сконцентрироваться на вопросах взаимопомощи, солидарности и сотрудничества. Нам на национальном уровне тоже нужно на некоторое время забыть о том, что называется в Армении «политикой», которая сегодня настолько же неуместна, как и пропагандистские материалы о референдуме на пустых улицах.
На прошлой неделе в нашем парламенте произошел такой небольшой и неуместный политический инцидент. Один из депутатов захотел посоперничать с премьер-министром в плане популизма (что само по себе, конечно, очень сложно). Я не вкладываю в слово «популизм» негативное содержание – это неотъемлемая часть политической борьбы. Если правительство скажет: «Мы дадим людям x, y, z», то депутат должен сказать: «Нет, вы не беспокоитесь о людях столь же много, как я, им нужно дать 10x, 10y и 10z». В таком диалоге нет ничего необычного, он повторяется, как минимум, со времен Древней Греции или Древнего Рима. Но эти повседневные политические дебаты звучат нелепо в разгар глобального кризиса, который каждый день убивает тысячи людей. В мире нет нормального человека, который не считал бы изменение такой ситуации самой важной задачей для человечества.
По той же логике сегодня не «смотрится» предвыборная борьба в Арцахе. Я не думаю, что произойдет что-то экстраординарное, если выборы во втором армянском государстве состоятся, например, осенью. Даже если нашим братьям и сестрам ничто не угрожает, внимание и умы людей заняты вовсе не выборами. Я думаю, что власти и политики Республики Арцах должны поступить, как говорится, «как пожелает душа народа».
Ведь очевидно, что коронавирус будут помнить дольше, чем то, что и о ком говорил тот или иной политик. Или даже о том, кто и на каком сидел троне. «Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят», – говорил Марк Аврелий. Он был императором, вероятно, знал, о чем говорил.