Радио Свобода. Президент России Владимир Путин считает карантинные меры, связанные с коронавирусом, «непопулярными» и видит в них угрозу своему рейтингу. Поэтому в России до сих пор не введён режим чрезвычайной ситуации. Об этом пишет издание «Медуза» со ссылкой на источники, близкие к правительству и администрации президента.
Кремль постоянно делегирует правительству все связанное с возможным введением режима ЧС. Последний подобный шаг – подписанный 1 апреля президентом закон, дающий правительству право вводить общероссийский режим ЧС при эпидемии. Один из источников издания говорит, что президент не хочет «пугать народ» громкими словами. Именно поэтому возникают названия «всеобщая самоизоляция» и «нерабочая неделя». Это подтвердил один из региональных чиновников: «Даже слово «карантин» стараются не употреблять».
Брать на себя введение ЧС не хочет и Мишустин: он тоже озабочен имиджем, утверждает «Медуза». Один из источников в АП рассказал, что Мишустин как «технический» премьер «серьезные меры не может брать на себя, да и вряд ли ему хочется». В любом случае решение о федеральном режиме ЧС как о крайней мере будет принимать президент, пока же используются механизмы помягче, говорит правительственный чиновник.
Регионы смотрят на Москву и мэра Сергея Собянина, пишет «Медуза». По примеру столицы они не объявляют региональный режим ЧС, а останавливаются на режиме повышенной готовности, понятие которого существует в правовом поле, и «режиме самоизоляции», которого в законодательстве нет. Bloomberg называл Собянина главным сторонником ужесточения карантинных мер. Именно на совещании Собянина с Путиным 24 марта мэр впервые произнес слова о том, что тестирование в России недостаточно, а реальной картины распространения коронавируса нет.
Читайте также
Губернаторы регионов прямо советуются с Собяниным на уровне Госсовета – 15 марта президент назначил его руководителем рабочей группы по противодействию распространению коронавируса, а 17 марта мэр столицы стал первым заместителем председателя правительственного координационного совета по борьбе с коронавирусом (которым руководит премьер Мишустин).
Несколько чиновников из ЦФО рассказали «Медузе», что губернаторы хотят большей определенности и решительности в действиях федерального центра. «Или хотя бы какого-то образца действий, чтобы было понятно, что можно и нужно делать», – говорит один из них. Пока же главы регионов ориентируются именно на Москву: на одном из недавних селекторных совещаний они просили остановить авиа- и железнодорожное сообщение между регионами именно Собянина.
- О противоречиях между Мишустиным и Собяниным сообщал и The Bell со ссылкой на два источника: мэр настаивал на введении в городе жёсткого карантина, но формально у него нет для этого полномочий, сначала правительство должно принять решение о чрезвычайной ситуации. «На селекторе штаба в четверг на все просьбы губернаторов о более жестких мерах [Собянин] орал в ответ, что такие решения должно принимать правительство», – рассказывал один из собеседников издания. Но в Белом доме полагали, что закрывать Москву экономически нецелесообразно, а после эпидемии правительству придется искать деньги и на поддержку бизнеса, который может не пережить карантина, и на выполнение социальных обещаний Путина.
- Только на следующий день после введения карантина в Москве Мишустин публично поддержал Собянина и попросил другие регионы «обратить внимание» на эти меры. Вскоре губернаторы друг за другом начали объявлять о введении аналогичных мер.
- Владимир Путин во многом дистанцировался от обсуждения способов борьбы с коронавирусом, пишут «Открытые медиа». Президент не хочет, чтобы у населения с ним ассоциировались запретительные меры, введенные на время эпидемии.
Фото — Радио Свобода