Ованнес Игитян – о высказываниях Юрия Хачатурова и Сержа Саргсяна в фильме «Победный апрель»
«Любой, у кого есть камера и интернет, может снять любой фильм и комментировать на любой манер. А в государственном органе – в комиссии НС задаются профессиональные вопросы и должны прозвучать профессиональные ответы. Причем, работа этой комиссии проводится закрыто, люди работают там не для пиара, а для конкретной цели», – отметил депутат фракции «Мой шаг», заместитель председателя комиссии НС по внешним отношениям Ованнес Игитян в связи с показанным днем ранее документальным фильмом «Победный апрель», автором которого является генеральный директор телекомпании «5-й канал» Арутюн Арутюнян.
В фильме бывшие и нынешние высокопоставленные должностные лица обращаются к вопросу о том, было ли руководство армии заранее в курсе о готовящемся широкомасштабном наступлении противника во время апрельских событий. Бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил РА Юрий Хачатуров говорит в фильме, что в целом Азербайджану удалось обеспечить внезапность. «Потому что у нас были обычные разведданные, что должны действовать диверсионно-разведывательные группы. Обычно одновременно действовали 2-3, а иногда и 4 группы, но в этом случае они действовали практически повсюду».
А третий президент Республики Армения Серж Саргсян подчеркивает: «После Апрельской войны, многие люди, не имеющих какого-либо понятия, что означает разведывательные данные, стали говорить, якобы мы знали о близкой опасности войны. Они даже указывали день, но это были заявления безответственных людей. Люди не очень хорошо представляют, что означает общий доклад главнокомандующему, имеющему линию фронта протяженностью 216 километров, о том, якобы возможны военные действия».
Читайте также
Ованнес Игитян по этому поводу отмечает: «Фильм, сделанный кем-то, какие-то заявления в прессе ответственными в то время лицами… я не считаю этот формат серьезным». В Армении есть один формат, который был создан в Национальном Собрании, это комиссия по расследованию обстоятельств апрельской войны, и мне кажется, что все люди, которые были ответственны в то время и им есть что сказать, должны обращаться не к прессе, а отправиться туда и представить все в профессиональном виде. Основная цель этой комиссии – не наказывать людей, а изучить, почему это произошло, почему была готова Армия обороны и не была в курсе Армения, не была готова, какие имелись изъяны на первой, второй и третьей линиях. Ответ на эти вопросы сегодня и главная задача необходимы для того, чтобы сегодняшние чиновники не повторяли одних и тех же ошибок, чтобы Силы обороны Арцаха и Армении были готовы к таким провокациям и нападениям со стороны Азербайджана. А все остальное – пиар, я не воспринимаю это всерьез».
На вопрос, Юрий Хачатуров отклонил приглашение апрельской комиссии по расследованию и не пришел на заседание, но в фильме он выступил, как вы это объясняете, почему он воздержался от посещения парламентской комиссии, тогда как у него была ключевая роль, Ованнес Игитян ответил следующее:
«Вы знаете, есть страны, и об этом также говорилось в прессе, что у нас должен быть такой формат, чтобы приглашение парламентской комиссии было обязательным для явки. К сожалению, у нас нет такого, такой порядок не установлен и люди решают сами. Но в любом случае, отказ прийти и ответить на вопросы, уже позволяет сделать некоторые выводы. Я считаю, что люди должны прийти и ответить хотя бы из моральных соображений или в форме общественного долга. Если вам есть что сказать, вам нужно идти в комиссию, или же должны помалкивать и не говорить, я так думаю. Если есть что сказать, идите в комиссию и расскажите, иначе я не считаю правильным говорить где-то в другом формате. И я считаю, что люди, занимавшие такие должности, должны быть весьма осторожными в своих ответах. Я имею в виду – в открытых ответах, потому что в том, что они говорят, есть информация, которая содержит государственные секреты, и даже таким открытым текстом они прямо или косвенно распространяют государственные секреты всем, включая также нашему противнику».