Лента новостей
Новости дня

Возрожденный «план Лаврова» — спустя четыре года после Апрельской войны

25 апреля,2020 21:29

Вариант урегулирования на данном этапе переговорного процесса рассекретили сначала власти Азербайджана, а затем России

Начало — ЗДЕСЬ

21 апреля состоялась видеоконференция Мнацаканяна-Мамедъярова, в ходе которой была подчеркнута необходимость соблюдения режима прекращения огня. Конференция проходила при посредничестве и с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ Игоря Попова, Стефана Висконти, Эндрю Шофера, а также личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика.

«Участники обсудили ситуацию в регионе в результате распространения коронавируса нового типа, подчеркнув, что с этим новым вызовом сталкиваются все народы региона, независимо от политических границ. Были затронуты недавние события в регионе. В контексте глобальной борьбы с новым типом коронавируса, особое внимание было уделено необходимости принятия шагов с целью безоговорочного соблюдения и укрепления режима прекращения огня. В этой связи, Сопредседатели Минской группы ОБСЕ подчеркнули важность своего заявления и призыва Генерального секретаря ООН к глобальному прекращению огня», – отмечается в пресс-релизе МИД.

По итогам состоявшихся совещаний было принято совместное заявление министров иностранных дел Армении и Азербайджана и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Из пресс-релиза, распространенного уже сопредседателями, мы узнаем, что стороны рассмотрели дальнейшие шаги в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в соответствии с их совместным заявлением, принятым 30 января 2020 года в Женеве. Сопредседатели также подчеркнули важность строгого соблюдения прекращения огня и воздержания от провокационных действий в нынешних условиях и призвали стороны принять меры для дальнейшего снижения напряженности.

Апрель, похоже, в последнее время стал довольно символическим месяцем для истории процесса карабахского урегулирования. Через три недели после апрельской войны 2016 года в Ереван прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров. В то время ходило много разговоров, что обсуждается «план Лаврова».

Официальный Ереван настойчиво отрицал его существование, что дало основания для дальнейших предположений о том, что официальный Ереван ранее отклонил предложения Лаврова. Позже Лавров по какому-то поводу даже заявил, что таких предложений нет, но позже американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик в ходе обсуждения подтвердил, что «план Лаврова» существует.

Однако до того, как вчера была организована видеоконференция министров иностранных дел Армении и Азербайджана, Лавров вновь поспешил выступить с рассекречивающими заявлениями, фактически выступив против утверждений официального Еревана. Он отметил, что предложения были сделаны в ходе переговоров Мнацаканяна и Мамедъярова в Москве в апреле прошлого года. Теперь уже четко известно, что власти Армении и Азербайджана не менее года обсуждают конкретные предложения, ведут переговоры и намечают вариант поэтапного решения. Что прибавилось или убавилось в «плане Лаврова», трудно сказать.

Вчера министр иностранных дел Зограб Мнацаканян на пресс-конференции, посвященной мероприятиям, которые пройдут в рамках 105-летия, коснулся заявления министра иностранных дел России. Журналисты спросили у него, о каком документе – поэтапном или пакетном урегулировании идет речь. «В течение этих двух лет наше правительство, мы, премьер-министр Пашинян, были максимально прозрачным, и наши позиции  и подходы проявлялись очень четко. Позвольте мне быть более конкретным сейчас. Поскольку мы говорим о конкретных вещах, я буду говорить более конкретно о следующем. Да, в этом заявлении были ссылки на множество документов, начиная от Ки-Уэста и до последнего. Речь зашла также о том, какие документы сегодня обсуждаются. Давайте быть откровенными, такие подходы были и в 2014 году, и в 2015 году и они не были приемлемы для армянских сторон. После 2018 года обсуждения ограничивались рассмотрением подходов и оценок сторон вокруг отдельных элементов. Предложение от 2014 года сегодня не является документом переговорного стола. Мы более чем четко говорили о наших позициях, где в качестве приоритета для армянских сторон указывается элемент безопасности. Что касается «территорий», как уже упоминалось в комментарии, в первую очередь, это зона безопасности и оборонительные рубежи. В любом случае невозможно предположить, что какая-либо из армянских сторон может пойти на уступки, которые могут поставить под угрозу безопасность народа Арцаха».

Мнацаканян добавляет, что наиболее важным элементом, который существует в базовых принципах, является принцип самоопределения, который является главным приоритетом для армянских сторон в переговорном процессе. «Мы неоднократно подчеркивали в качестве приоритета статус и безопасность. Сейчас я более открыто говорю, что проявление самоопределения означает конкретизацию статуса. Права на свободу выражения без ограничений, мирное урегулирование возможно на основе взаимных уступок. Уступок не было и не будет. Армянские стороны никогда не пойдут на уступки, предполагающие угрозы для безопасности населения Арцаха и тем более в тех условиях, когда эта угроза продолжает оставаться реальной и экзистенциальной. Для армянской стороны более чем приоритетным является выражение принципа самоопределения в мирном переговорном процессе.

Компромиссы должны быть соразмерными, в которых армянская сторона видит полное отражение элементов безопасности и статуса. Это было и остается подходом армянской стороны. В течение этих двух лет мы говорили об этом более чем четко, и говорим об этом в ходе переговоров. Если кто-то предполагает, что мы можем во время переговоров делать что-то одно и говорить обществу иное, глубоко ошибаются. Такого не было и не будет. Такое не может быть логичным, потому что ни один представитель Армении не пойти на это», – отметил Мнацаканян.

Третий важный элемент, по словам Мнацаканяна, заключается в том, что армянская сторона всегда заявляла, что Армения полностью вовлечена в переговорный процесс по своей части и продолжат его продвигать в полной мере: «В то же время армянские власти не имеют мандата от народа Арцаха. На днях завершились парламентские и президентские выборы в Арцахе, и власти Арцаха получили соответствующий мандат в ходе свободных, конкурентных и демократических электоральных процессов. И если вы помните, в течение этих двух лет власти Армении тесно взаимодействовали и консультировались властями Арцаха. И все это, о чем я говорю, подробно обсуждалось с арцахской стороной. Мы работаем вместе, и то же самое взаимодействие продолжается уже с новоизбранными властями, с которыми у нас уже ведется соответствующий диалог. Никакое решение относительно народа Арцаха не может быть принято без народа Арцаха. Это четкие принципы, по которым армянская сторона работает в этом переговорном процессе».

Официальный Ереван продолжает выступать с комментариями вокруг представленных им принципов, фактически не уточняя, какие именно детали подразумевает каждый из принципов.

Официальный Баку, со своей стороны, в последние месяцы последовательно представляет нюансы урегулирования, которое выгодны Азербайджану.

Комментируя состоявшуюся 20 июня прошлого года встречу в Вашингтоне с министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сказал: «В ходе переговоров в Вашингтоне сопредседатели Минской группы вновь представили ранее обсужденные документы». Для продолжения переговоров он представил чуть ли не предварительное условие: «Не обязательно, что надо установить спокойствие на линии соприкосновения войск, а потом вести переговоры. Мы должны вести субстантивные переговоры. B настоящее время мы работаем на основе заявления сопредседателей от 9 марта. С некоторыми моментами этого документы мы согласны, с некоторыми – нет. Все остальное может решаться после». Затем он добавил: «Армянская сторона каждый раз поднимает вопрос о безопасности, о статусе Нагорного Карабаха. Что касается безопасности, то в регионе могут быть размещены миротворческие силы».

В декабре прошлого года Мамедъяров разошелся еще больше, предоставив подробности о процессе карабахского урегулирования. Мамедъяров упомянул так называемый «план Лаврова» в тот период, который, по его словам, «был разработан 2,5 года назад в Москве во время трехсторонней встречи». Мамедъяров настаивал на том, что в ходе переговоров с министром иностранных дел Армении обсуждались конкретные и реальные пункты. В интервью азербайджанскому телеканалу CBS он заверил, что последним документом является так называемый «план Лаврова» и что он основан на Мадридских принципах.

Министр иностранных дел Азербайджана сослался на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 9 марта 2019 года, объявив, что сутью этого заявления заключается в пошаговом варианте урегулирования вопроса. По словам Мамедъярова, на первом этапе «должен быть осуществлен вывод войск, возвращение в Нагорный Карабах азербайджанского населения, обеспечение безопасности, установление коммуникаций». По словам Мамедъярова, Баку предлагает армянской стороне «мир с перспективой процветания».

Таким образом, «карты» карабахского урегулирования раскрыты благодаря властям Азербайджана, а затем и России. Рассекречивание этого этапа переговоров уже очевидно. Мяч, как говорится, находится на армянской половине поля.

Начало — ЗДЕСЬ

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
23.04.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать