На вчерашнем заседании Комитета НС по защите прав человека и общественным вопросам правозащитник Арман Татоян представил ежегодный отчет о своей деятельности, защите прав и свобод человека в течение 2019 года, отметив, что существуют нарушения трудового законодательства.
Нет внесудебного органа для оспаривания проблем, единственное эффективное решение – обратиться в суд, но когда люди знают, что им предстоит многолетняя волокита в судах, они даже не обращаются. Омбудсмен также обратился в Конституционный суд относительно разумных сроков, поскольку, по его словам, когда судья задерживает дело на годы, это должно иметь для него последствия.
В Армении, поскольку рынок труда невелик, в некоторых случаях работодатель выступает в роли диктующего условия и допускает злоупотребления. Например, они не осуществляет окончательный расчет при увольнении сотрудников, совершают необоснованные вычеты, не уведомляют должным образом.
В системе здравоохранения проблемой является вопрос сохранения медицинской тайны. «В некоторых случаях это может даже неподконтрольно нарушаться».
Читайте также
Существует проблема несоразмерных штрафов за нарушение правил использования кассовых аппаратов в сфере предпринимательства – из-за законодательных нормативов. «Это должно быть включено в реформы, потому что даже небольшие нарушения имеют фиксированный размер. В Уголовном кодексе для индивидуального подхода предусмотрены «ножницы», например, в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 драмов. Реализующий орган имеет возможность ориентироваться. Налоговый кодекс устанавливает для таких нарушений конкретный фиксированный размер, и индивидуальный подход невозможен.
Омбудсмен также рассказал об атмосфере ненависти и оскорблениях в интернете. «Ситуация тревожная. Существует много агрессии со стороны фальшивых пользователей и фальшивых групп. Здоровой дискуссии нет практически ни по одному вопросу. Даже если будут обсуждаться две точки зрения, вы видите, как одна группа пишет ругательства и оскорбления в адрес другой группы, а другая группа в свою очередь пишет аналогичное в адрес первой группы. Создается впечатление, что люди участвуют в чем-то, разделенные на группы».
Татоян обеспокоен тем, что эта атмосфера ненависти будет перенесена из интернета в реальную жизнь, тем более что такие случаи уже имели место, когда некий гражданин разместил фотографию женщины, в связи с коронавирусом, а ее родственники нчачали сводить с ним счеты.
Омбудсмен подчеркнул: «Есть государство, которое должно привлекать к ответственности, так происходит в правовых государствах. Другое дело, что должны быть средства контроля, чтобы не было злоупотреблений. Но для этого существует государство, и так называемый самосуд – опасное явление, которое нельзя допускать в нашей жизни. Часто журналистов идентифицируют с человеком, у которых они берут интервью, и превращают в мишень для преследований».
Как в случае с журналистами, так происходит и в случае адвокатов, когда их отождествляют с их подзащитным или клиентом. Арман Татоян также отметил, что СМИ обязаны исключить комментарии, содержащие оскорбления и ненавистнические высказывания, но во многих случаях они этого не делают, что способствует росту такой атмосферы.