Дело российского военнослужащего, который в декабре 2018 года в Гюмри избил и убил местную жительницу, уже год как рассматривается в суде первой инстанции Ширакской области.
Гражданин России, военнослужащий 102-й военной базы А. Разгильдяев обвиняется в том, что 2 декабря 2018 года в районе 07:00, находясь под воздействием алкоголя, проследил за проходящей по улице Джульеттой Гукасян, умышленно нанес ей многочисленные удары, повлекшие смерть по неосторожности.
По факту инцидента Следственным управлением Следственного комитета Армении по Ширакской области 24-летнему военнослужащему было предъявлено обвинение по пункту 14 части 2 статьи 112 Уголовного кодекса РА. В его отношении в качестве меры пресечения избран арест. 16 августа 2019 года следствие было завершено и уголовное дело было передано в суд.
Отношения между российской военной базой, действующей в Армении, и органами РА, включая правоохранительные и судебные системы, регулируются Договором между РФ и РА о российской военной базе на территории РА ия от 16 марта 1995 года и Соглашением между РФ и РА по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории РА от 29 августа 1997 года.
Читайте также
Так, согласно статье 1 вышеупомянутого Договора, воинские формирования российской военной базы должны дислоцироваться на выделенных РА участках ее территории с четко обозначенными и согласованными между сторонами границами. А согласно статье 4 Соглашения, по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы.
В свою очередь, статья 3 Уголовно-процессуального кодекса РА закрепляет, что производство по уголовным делам на территории Республики Армения независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса. То есть, в соответствии с этими положениями, дела военнослужащих российской военной базы должны рассматриваться в соответствии с законодательством РА.
В частности, хотя в соответствии со статьей 4 закона РА «О содержании задержанных и арестованных лиц», места содержания задержанных и места содержания арестованных действуют в структурах уполномоченных органов государственного управления Республики Армения, обвиняемый Разгельдяев содержится на территории 102-й российской военной базы, дислоцированной в Гюмри.
Более того, в ответ на требование суда обеспечить присутствие обвиняемого Разгильдяева на судебных заседаниях Министерство обороны РФ требует предоставить Разгильдяеву письменные гарантии безопасности.
Следует отметить, что законодательство РА, в частности, статья 7 закона РА «О содержании задержанных и арестованных лиц» уже гарантирует безопасность арестованного и защиту от общественного любопытства, и суд не обязан предоставлять дополнительные гарантии.
Следовательно, вышеупомянутые действия российской стороны не только противоречат армяно-российскому договору о военной базе, соглашению и законодательству РА, но также могут содержать состав преступления – препятствование осуществлению правосудия и следствию.
Это все более примечательно на фоне статьи 9 армяно-российского Соглашения о военной базе, согласно которой стороны должны всячески поддерживать укрепление дружественных отношений между армянами и военнослужащими военной базы, членами их семей, а российская сторона должна соблюдать армянское законодательство и не вмешиваться во внутренние дела Армении.
Однако история показывает, что в случае с преступлениями, совершенными военнослужащими российской базы в Гюмри, российская сторона вместо того, чтобы следовать армяно-российскому договору и сотрудничать с армянской стороной, нарушает законодательство РА и препятствует осуществлению правосудия в Армении. Ранее мы неоднократно касались этих нарушений, в том числе связанных с Пермяковым и инцидентом, произошедшим в июле 2018 года в селе Паник.
Вагарш Агабекян
«Союз информированных граждан»