«В резолюции содержатся четкие ссылки на основополагающие документы, неотъемлемым элементом которых является право народов на самоопределение»: Рубен Рубинян – по поводу беспокойства относительно резолюции, принятой Европарламентом
На днях стало известно, что Комитет по иностранным делам Европейского парламента принял проект резолюции о рекомендациях Совета Европы по европейской политике со странами Восточного партнерства. Высказывались опасения, что в них вошли тревожные формулировки по Нагорно-Карабахскому конфликту.
Aravot.am получил некоторые разъяснения по этой теме у председателя комиссии Национального Собрания Армении по внешним отношениям Рубена Рубиняна.
– Господин Рубинян, Вы в курсе, что Комитет по иностранным делам Европейского парламента принял проект резолюции о рекомендациях Совета Европы по европейской политике со странами Восточного партнерства? Он был представлен Совету Европы, Европейской комиссии и комиссару?
Читайте также
– Да, конечно же, я в курсе.
– Как Вы оцениваете упоминание об Арцахском вопросе в данном проекте рекомендаций? В частности, то, что в отличие от проекта такого документа, принятого в 2017 году, не существует трех принципов: территориальной целостности, самоопределения и неприменения силы. Между тем, в ней имеется формулировка, в которой подчеркивается «приверженность ЕС суверенитету, территориальной целостности и политической независимости стран Восточного партнерства в пределах их международно признанных границ» и поддержке их усилий, направленных на принуждение к полному выполнению этих принципов, и вместе с тем отмечается важность единства и солидарности государств-членов.
– Прежде всего, необходимо констатировать, что в резолюции четко изложена позиция Европарламента по Нагорно-Карабахскому конфликту. Отметим, что этот подход четко отличается от общих оценок, сделанных в резолюции по другим конфликтам на территории Восточного партнерства, и обусловленных этим акцентов. В случае Нагорно-Карабахского конфликта следует отметить, что существует четко дифференцированный подход, основанный на Хельсинкском заключительном акте и позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Следует напомнить, что упомянутые «Основные принципы», в числе прочего, подчеркивают право народов на самоопределение, а также «окончательное решение о правовом статусе Нагорного Карабаха посредством юридически обязательного волеизъявления».
Что касается процитированной вами формулировки в резолюции о территориальной целостности стран Восточного партнерства, следует отметить, что после этого пункта в резолюции нашла место конкретная формулировка, в которой уточняется, что речь идет о конфликтах, в которые, по мнению европейской стороны, вовлечена Россия. Дело в том, что, в отличие от предыдущей резолюции 2017 года, в этой резолюции Нагорно-Карабахский конфликт является единственным, по которому авторы резолюции и Европейский парламент упоминают отдельно. А также вновь выражая свою поддержку принципам, предложенным сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, что четко отличает его от подходов и принципов, которые Европейский парламент подчеркнул в этой резолюции для урегулирования других конфликтов.
– Ваши оппоненты публично заявляют, что этим проектом ЕС провоцирует Азербайджане на новую войну, и в этой новой войне ЕС поддержит Азербайджан. Уместна ли такая критика?
– Европейский союз, в том числе вице-председатель Европейской комиссии и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности неоднократно подтверждали свою полную поддержку усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. При чтении данной резолюции Европейского парламента, невозможно не заметить, что она, в свою очередь, подтверждает «приверженность ЕС мирному и дипломатическому урегулированию конфликтов в соответствии с международными нормами и принципами, Хельсинкским заключительным актом».
– Какие шаги Вы предприняли и предпринимаете, какие переговоры ведутся с членами Европейского парламента, чтобы улучшить эти формулировки на заключительном этапе голосования?
– Работа с Европейским парламентом носит регулярный характер, у них широкий круг вопросов в повестке дня, и наши обсуждения по ним будут продолжены. В ближайшем будущем мы продолжим активно работать с нашими европейскими партнерами, чтобы представить наши взгляды по Нагорно-Карабахскому конфликту и наилучшим образом защитить интересы Армении.
– Из Ваших ответов становится ясно, что армянская сторона не обеспокоена этой резолюцией. Верно ли это впечатление и не вызывает ли беспокойство то, что в резолюции три принципа не упомянуты дословно, тогда как раньше, как утверждают ваши оппоненты, они там были?
– Думаю, мои ответы достаточным образом проясняют мою позицию относительно формулировок резолюции. Как я уже упоминал, в резолюции содержатся четкие ссылки на основополагающие документы, неотъемлемым элементом которых является право народов на самоопределение.