Выборы 2018 года были свободными и справедливыми, и большинство в парламенте, а затем и в правительстве вполне легитимно. Достаточно ли этого, чтобы быть демократичным государством?
Последние события показывают, что нет, этого недостаточно. При легитимной власти страна может быть настолько же авторитарной, насколько авторитарной и при фальсифицированных выборах. Уровень демократии или авторитаризма зависит от многих условий, но один из важных «тестов» заключается в том, решает ли все один человек, и имеет ли институт, который принимает эти решения, уравновешивающие в достаточной мере механизмы.
Давайте вспомним. В суровую зиму 1992-93 годов несколько десятков человек стоят в очереди за благотворительным топливом. О чем говорили эти люди? В лучшем случае, «Вай, Левон, что это ты вытворяешь с народом?» В худшем случае, такое, что не подлежит публикации. Почему люди говорили так? Все очень просто. Они были убеждены, что у нас все решает первое лицо государства, и, в конечном счете, искали причину своих страданий именно в нем.
Теперь давайте перейдем к 2010-м годам. В полицейском участке подвергают пыткам подозреваемого. Что писали активисты в Фейсбуке? В лучшем случае, «видите, что вытворяют менты Сержа?». Опять же, понятно, почему люди так писали. Они знали, что начальника полиции назначает президент страны, и без согласования с первым лицом государства начальник полиции не назначил бы ни одного шефа «милиции».
Читайте также
Это важные проявления авторитаризма, когда все зависит от одного человека. В 1995 году парламентский список альянса «Республика» утверждал Тер-Петросян, на дальнейших парламентских выборах списки РПА-ППА – Кочарян, затем РПА – Саргсян. Сейчас большинство в парламенте составляют люди, список которых составил Пашинян. Они оказались в парламенте не потому, что их одобрили избиратели, а потому, что они были внесены в список пользующимся популярностью лидером.
Это плохо с точки зрения демократии, потому что нет никакого противовеса исполнительной власти. Это также плохо для Пашиняна, потому что теперь граждане, в конечном счете, считают именно его ответственным за тревожные цифры распространения коронавируса. Дело в том, что если, например, ответственность за ситуацию несут комендант или министр здравоохранения, на практике парламент не сможет отправить их в отставку, если этого не захочет Пашинян. А если пожелает и отправит в отставку, то за возможные ошибки следующего коменданта и следующего министра ответственность будет нести только и только премьер-министр. В этом и заключается механизм авторитарного правления.