Лента новостей
Новости дня

Как открылся КПП Садахло и грузинская пшеница поступила в Армению

06 июня,2020 20:26

Будущее принадлежит знатокам прошлого
Тот, кто управляет прошлым, управляет будущим

Армянский офис IPChain по защите прав интеллектуальной собственности обратился в Мэрию Еревана с предложением назвать улицу в Ереване в честь Ильи Гваришвили. Об этом сообщил в беседе с “Аравот” один из армянских координаторов офиса Арбак Хачатрян.

Илья Гваришвили был начальником Отделения административных органов Правительства Грузии в 1992-2003 годах, по специальности – востоковед.

Илья (Мамука) Гваришвили

“Был март 1993 года, очень тяжелый день, меня позвали в президентскую и сказали, что Имирский железнодорожный мост взорван, а в Ереване запаса хлеба хватит на полдня…”, – историю 27-летней давности, трудности военных лет, бывший начальник дорожной полиции, полковник полиции, офицер запаса Саак Салназарян сегодня не может вспоминать без волнения: дрожит голос, слезы появляются на глазах. Продолжает: “С Мамукой (так звали Илью Гваришвили близкие) были у Тенгиза Китовани (в то время министр обороны Грузии – Н.Г.). Он предупредил руководителей общин с азербайджанским населением, что Садахло должен открыться, в случае препятствий дал приказ открыть огонь без предупреждения. Слову Китовани никто не мог противиться”. Через 2-3 дня пшеница через пропускной пункт Садахло поступила в Армению. Запас хлеба на пять дней для Армении выделяется из резервных запасов хлебокомбината Грузии, до того, как армянские грузы прибудут на место. Руководители Армении установили связь с бывшим тогда премьер-министром Грузии Тенгизом Сигуа, проинформировали, что запасы хлеба в стране практически иссякли, и попросили помощи.

“В то время Грузия была в очень тяжелом положении, но нельзя было оставить соседей на произвол судьбы. Инициатором переговоров с руководством Армении был Мамука Гваришвили, и он же мне предложил решение: “Мы должны зайти к Эдуарду Шеварднадзе и выделить армянам пшеницу из наших запасов. А по поводу моста и дороги – то их восстановлением буду руководить лично я и завершу в самые краткие сроки”. Все произошло, как сказал Мамука. Необходимости уговаривать Шеварднадзе не было” – о событиях того времени рассказывал в 1992-1995 годах премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа.

А занимавший пост коменданта Марнеульского района в 1992-1995 годах Нодар Мумладзе по одному случаю опубликовал в грузинской прессе такие воспоминания: “Сложилась очень тяжелая ситуация: и армяне, и азербайджанцы проживали в Марнеули, на приграничной территории, где находится связывающий с Арменией Имирский мост, на реке Храми. Несмотря на наши огромные усилия, к сожалению, не смогли избежать столкновений, конфликтов и даже диверсий. В результате одного из таких столкновений этот мост обрушился. Армения оказалась в очень тяжелой ситуации, поскольку товары первой необходимости и, самое главное, пшеница поступали в страну именно по этой дороге. Я незамедлительно проинформировал о сложившейся ситуации Мамуку Гваришвили, поскольку только он мог оперативным образом дать решение проблеме и, как оказалось позднее, не ошибся”.

Этот период времени был сложным также для Грузии: Абхазская проблема, вооруженные банды, которые грабили, терроризировали население и государственные структуры, взрывали мосты и железные дороги. А Армения могла установить связь с внешним миром только через Грузию. Мамуке Гваришвили удается восстановить связывающий Грузию и Армению Имирский мост, железную дорогу и автомобильные трассы и обеспечить поставку продовольствия в Армению. Полковник запаса Саак Салназарян с более чем 30-летним опытом в силовых структурах Армении характеризирует коллегу из Грузии, который очень быстро стал его другом, следующим образом: “Мамука сыграл непревзойденную роль для армян, он достоин признания. Пользовался очень большим авторитетом и уважением, все подчинялись ему, а в то время никто никому не подчинялся… Мамука был необыкновенным человеком, с уверенностью могу назвать его гордостью грузинского народа, также армянином сильнее армянина”.

“Правительство поручило мне обеспечить безопасное движение грузоперевозок из Грузии в Армению. С Мамукой меня познакомил бывший тогда министр обороны Грузии Тенгиз Китовани. “Народная дипломатия” помогла нам установить теплые отношения и беспрерывно работать. Мамука сопровождал наши груз от Ларса до Еревана, разделяя со мной все трудности на дороге и в летнюю жару, и в зимний мороз, во время дождя, даже помогал заменять колеса автомобиля на дороге” – рассказывает Саак Салназарян.

На вопросы: почему до сегодняшнего дня речи о такой личности не было; почему люди не знают о его делах для армянского народа и уважении к нему, наш собеседник ответил вопросом: “А кому это нужно?”. На мой ответ: “Армянскому народу”, он дал противоположный ответ: “У нас столько погибших парней, которых не вспоминают, тем более, его вспоминать…”. Потом с огорчением сказал: “Есть такая болезнь – амнезией называется, потеря памяти… не хотят вспоминать… Между тем, Джордж Оруэлл в своей повести-притче “Скотный двор” написал: “Тот, кто управляет прошлым, управляет будущим”, а Аристотель говорил: “Даже Боги не в силе изменить прошлое”. Но у нас по-другому, у нас забывают: и то хорошо, что в день празднования освобождения Шуши хоть показали Коммандоса”.

Сегодня, название улицы в честь Ильи Гваришвили в Ереване Саак Салназарян считает хорошим предлогом для углубления сегодняшних деликатных армяно-грузинских отношений. Говорит, что вообще, бывшему в то время руководству соседней Грузии во главе с президентом Эдуардом Шеварднадзе, грузинскому народу мы обязаны многим за то, что в начале 1990-х, в напряженные военные дни, были рядом с Арменией как родные: “Благодаря генералу Микадзе, министру обороны Китовани, Мамуке – открылась дорога через Садахло, которая была более надежной”.

Разрушительное землетрясение 1988 года, распад СССР и разрыв связей с союзными республиками, Карабахская война: в то время Армения оказалась в полной блокаде и чрезвычайно сложной ситуации. “В правительстве наш штаб работал отлично. Я работал с легендарными людьми: Гагиком Мартиросяном, Рубеном Чифталаряном, Вигеном Читечяном, Геворгом Варданяном… Хочу особо отметить Тиграна Григоряна, Генрика Кочиняна. Благодаря последнему транспорт обеспечивался без перебоя, а министр торговли Тигран Григорян, этот маленький, но с большим сердцем человек, достоин признания, ему мало звания героя нации, потому что все продовольствие, вся ответственность за поступление всего груза в Армению была на нем, и он делал это с честью. В бывшем городе Орджоникидзе вагоны поезда разгружались, а я привозил, сопровождал грузы в Армению: не имел никаких потерь, не погиб ни один водитель, единственным потерпевшим был я, когда преступник угнал автомобиль МАЗ с пшеницей, при задержании повредил ногу, в больнице выяснилось, что ничего серьезного не случилось, а врач сказал, что о том, кто возит столько хлеба, Бог заботится”. Саак Салназарян отмечает также роль бывшего в то время министра внутренних дел Вано Сирадегяна, который “безоговорочно стоял горой во всех вопросах”, также Арбака Хачатряна, который сыграл большую роль в деле установления связей: “Работа кипела, всех нас объединила война. Есть вещи, которые являются тайной, об этих вещах не буду рассказывать. Грузины очень хорошо понимали, Китовани как-то сказал, что если Карабахская война закончится в пользу Азербайджана, то азербайджанцы перейдут к Марнеули и другим районам Грузии с азербайджанским населением”. По убеждению Саака Салназаряна, с осознанием общих армяно-грузинских интересов, в результате существенной поддержки грузинских официальных лиц того времени, мы смогли решить вопросы жизненной необходимости для страны, а во всем этом роль Мамуки была непревзойденной. Многие из его дел до сегодняшнего дня еще несут гриф секретности. Саак Салназарян рассказывает, что армяно-грузинские переговоры с участием Мамуки проходили без напряжения, поскольку у Мамуки был отличный талант в урегулировании человеческих отношений, а его простой и тонкий юмор помогал положительному исходу переговоров. Уже в неофициальной части встреч наш собеседник рассказывал неограниченное количество довольно интересных историй.

Мамука Гваришвили умер 29-го июля 2005 года в Тбилиси в возрасте 54 лет.

На снимке — КПП Садахло (фото — Смбата Петросяна)

Нелли ГРИГОРЯН

Газета «АРАВОТ»
05.06.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Июнь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930