Лента новостей
Новости дня

Эрдоган закупил системы ПВО С-400 в РФ для защиты своей резиденции и президентского самолета: Айк Габриелян

10 июля,2020 21:26

По мнению эксперта по Турции Айка Габриеляна, если американская сторона желает добиться того, чтобы Эрдоган отказался от российских систем, то должна применить экономические санкции

Окончание. Начало – ЗДЕСЬ

— Турецкий политик, считающийся опытным дипломатом Волкан Бозкыр был избран председателем 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он первый турецкий деятель, который избран на эту должность. Известно, что Армения, Греция и Кипр потребовали голосования. Официальный Ереван отреагировал, что проводимая Турцией политика не созвучна нормам и провозглашенным ценностям ООН, Турция – не лучшее государство, которое может удовлетворить отмеченные критерии. Бозкыр, однако, был избран, пообещав приложить усилия для укрепления международного мира. Можно ли ожидать в ООН политики, в негативном смысле, по Арцахской проблеме против Армении в контексте избрания Бозкыра?

— Прежде всего, хотел бы отметить, что создание препятствий для представителя Турции со стороны Армении, Греции и Кипра свидетельствует об углублении сотрудничества между тремя странами, в чем свою уникальную роль играют действия Турции в отношении трех стран, вызывающих, по меньшей мере, озабоченность. Это также наш определенный посыл в адрес Турции, что есть случаи, когда Армения может создать препятствия для нее, и что Турция будет вынуждена считаться с нами. И чем тяжелее станет армянская чаша для Турции, тем больше она будет вынуждена с нами считаться.

А должность председателя 75-ой сессии ГА ООН для имеющей региональные и даже международные амбиции Турции больше всего была необходима для имиджа. Насколько мне известно, должность председателя 75-ой сессии ГА ООН больших возможностей не предоставляет для развертывания Бозкыром серьезной антиармянской деятельности. Турецкая сторона, пожалуй, больше будет акцентировать необходимость реформ в ООН. Эрдоган в последний период много говорит о реформе Совета безопасности ООН, подчеркивая, что мир больше, чем пять стран (постоянных членов СБ ООН), и что среди этих стран нет хотя бы одной мусульманской. Эрдоган желает довести число постоянных членов СБ ООН довести до 20, среди которых, естественно, уже и Турция займет место.

Страсти вокруг статуса Собора Святой Софии в Стамбуле вновь накалились. Президент Турции Эрдоган поручил изучить возможность изменения статуса собора и его превращения из музея в мечеть. Госсекретарь США Майкл Помпео даже распространил заявление, призвав Турцию сохранить нынешний статус Собора Святой Софии как музея и не превращать его в мечеть. Это заявление вызвало удивление у властей Турции. Спикер МИД Турции Хами Аксой возразил: «Мы крайне удивлены заявлением Госдепартамента США о Соборе Святой Софии. Мы унаследовали культурные ценности на этой территории. Собор Святой Софии, как и все здешнее культурное наследие, находится на территории Турции. Решение по статусу собора является внутренним делом Турции. Любой человек может выразить свое мнение, однако не может в вопросах, касающихся нашего суверенитета, диктовать свои правила». Чем, в конце концов, завершится устремленность властей Турции в этом вопросе?

— В окончательном решении по статусу Собора Святой Софии значительную, но не определяющую роль может сыграть реакция христианского мира, степень противодействия этому изменению. Для меня несомненно, что Эрдоган превратит Святую Софию в мечеть (если это не приведет, скажем, к санкциям со стороны США), поскольку его этот шаг укладывается в его курс и неоосманизма, и постепенной исламизации страны, и противодействия «Старой Турции» Ататюрка (известно, что в годы президентства Ататюрка Святая София из мечети была превращена в музей). Иначе говоря, Святая София – кость в голе «Новой Турции» Эрдогана.

Если Эрдоган превратит Святую Софию в мечеть, то сам по себе превратится во «второго Мехмета Фатиха» (османский султан, захвативший Константинополь в 1453г и построенный примерно 900 лет назад Собор Святой Софии превративший мечеть, каковой он оставался на 500 лет). Превращая Святую Софию в мечеть, Эрдоган также стремится поставить точку «поползновениям» Греции в этом вопросе (вопрос статуса собора является крайне чувствительным для греческой стороны) и на предстоящих выборах получить дополнительные голоса от националистической и происламистской массы. Хотел бы подчеркнуть, что в провинции Стамбул числятся 3457 мечетей, и по этому показателю она лидирует в Турции (недостатка в мечетях нет). Кроме того, в 2019г в Стамбуле открыта самая большая в Турции мечеть Чамлыджа, предусмотренная для 65 тысяч верующих. Это означает, что Стамбул, по сути, недостатка в мечетях не испытывает.

Подчеркну также, что включенный с 1985г в список всемирного историко-культурного наследия UNESCO Собор Святой Софии является довольно прибыльным для турецкой стороны с туристической точки зрения. В частности, в 2019г он стал самой известной туристической достопримечательностью, которую посетили 3.72 млн человек (входной билет стоит 10 долларов). Турецкая экономика в настоящее время имеет массу проблем, туризм предпринимает первые шаги по восстановлению, и музей Святой Софии сыграть важную роль в этом. Но как представляется, Эрдогана это особо не волнует, и он готов отказаться от этого источника прибыли тоже.

— 1 июля президенты России, Турции и Ирана провели онлайн-встречу. Видеоконференция Путин-Эрдоган-Роухани состоялась на фоне новых американских санкций, которые угрожают не только президенту Сирии Асаду и его политическим сторонникам, но и всем тем зарубежным силам и компаниям, которые установят деловые связи с Дамаском. «Цель этого – задушить Сирию», — отметил по этому поводу президент РФ. Из распространенного руководителями трех стран заявления стало известно, что помимо сирийской проблемы, они вновь подтвердили свое решение – укрепить трехстороннюю гармонизацию в разных сферах с целью стимулирования совместной экономической деятельности. Насколько турецкие власти пользуются доверием РФ и Ирана?

— Я бы сказал, что РФ, Турция и Иран в первую очередь объединили свои усилия для сдерживания влияния США. Однако, когда фактор США ослабевает или исчезает в ряде вопросов, то сразу дает о себе знать большое расхождение в позициях этих трех стран, противоречия, имеющиеся между ними. Они согласны, что вопросы региона должны решаться именно странами региона (т.е. ими), что внерегиональные страны не должны вмешиваться в них, и вот когда дело доходит до решения вопросов странами региона, то между этими тремя региональными странами немедленно возникают проблемы.

Естественно, что три страны, независимо от определенного взаимного потепления, продолжают оставаться конкурентами и даже противниками, их отношения будут продолжаться с перепадами, без должного взаимного доверия. На нынешнем этапе отношения трех стран могут стать немного теплее на фоне принятого в США закона Цезаря (на почве антиамериканизма), а какой будет послевоенная Сирия – в этом между тремя странам уже есть и еще будут серьезные противоречия и проблемы. Этот закон – серьезный удар не только по власти президента Сирии Башара Асада, но и по сирийским амбициям этих трех стран. Это также значительный ущерб для турецкой строительной отрасли, которая, можно сказать, уже потирала руки в предвкушении развертывания соответствующей деятельности в послевоенной Сирии (тем самым, ставится под угрозу оживление турецкой экономики).

— Недавно поступила примечательная информация. Сенатор США Джон Тьюн (John Thune) в проекте оборонного бюджета на 2021-ый фискальный год предложил, чтобы США выкупили приобретенные Турцией российские системы ПВО С-400 для устранения противоречий с Анкарой. Турция не имеет права без разрешения Москвы продавать системы ПВО из России другой стране, отметила пресс-секретарь Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ мария Воробьева. Из США то требуют ввести санкции против Анкары, то укрепить отношения с Турцией. Что происходит в турецко-американских отношениях?

— Турецко-американские отношения в действительности продолжают оставаться напряженными, однако, здесь можно отметить по меньшей мере два уровня. Уровень личных отношений президентов США и Турции, пожалуй, превосходит уровень межгосударственных отношений США-Турция, тогда как Конгресс США во многих вопросах выступает с более категоричных позиций в отношении Турции, чем президент Дональд Трамп. США пытаются найти выходы из ситуации, которую создал Эрдоган, закупив у России системы С-400.

Продолжаю утверждать, что, по моему мнению, Эрдоган их закупил в первую очередь для того, чтобы в случае нового возможного военного переворота (либо внутреннего авиационного нападения) защитить свою президентскую резиденцию и свой самолет от авиации так называемых заговорщиков (американских истребителей F-16, которых система С-400 распознает как «чужих»). Пожалуй, в этом именно и была причина того, что Эрдоган довел дело до логического завершения, приобрел у России эти системы, причем в довольно сжатые сроки (менее трех лет). В настоящее время мое впечатление таково, что реальные попытки по выходу из создавшегося патового положения предпринимает американская сторона, но не Эрдоган. По моему мнению, если американская сторона действительно желает добиться того, чтобы Эрдоган отказался от этих российских систем, то должна прибегнуть к введению экономических санкций, поскольку только существенное расшатывание своих экономических основ в преддверии важных выборов может вынудить Эрдогана идти на уступки.

Окончание. Начало – ЗДЕСЬ

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Фото — из страницы Армянского Института международных отношений и безопасности в Фейсбуке

Газета «АРАВОТ»
09.07.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать