Мне никогда не нравились внутриполитические дискуссии о войне и армии, есть столько тем и поводов для того, чтобы поддевать друг друга и наносить «сокрушающие удары и контрудары», что, думаю, политики могли бы помолчать об этой сокровенной теме. Споры вокруг апрельской войны, полагаю, тоже нежелательны. Пропагандистский тезис властей, насколько я понимаю, примерно следующий: «В апрельской войне мы проиграли из-за бездарности и грабежа Сержа Саргсяна, а в последних июльских событиях в Тавуше мы победили благодаря военному гению Никола Пашиняна». С другой же стороны третий президент, как мне кажется, не должен искать оправданий и тем более не должен обсуждать, кого из военнослужащих и за что награждают, вечная слава нашим солдатам и офицерам, пусть награды получают все. Вообще государственная этика, помимо прочего, как я представляю, это крайняя сдержанность нынешних и бывших руководителей в отношении друг друга. Государство от этого только выиграет.
Проблема не только в том, что политические разговоры о войне слышит наш военный противник. Уверен, что такая, скажем прямо, душная атмосфера влияет и на наших солдат. Я не сомневаюсь, что наша молодежь в случае нового испытания не сдаст свои позиции и снова уничтожит всякие «яшмы», посягающих на наши (в том числе и Арцахские) границы. Но давайте подумаем об ином. Они вернутся к мирной жизни в 20-летнем возрасте, и очень важно, какова эта жизнь. Для создания нужной, конструктивной атмосферы одного патриотизма и героизма недостаточно. Необходимо сознавать, что вы живете в государстве, где ситуация стабильна, где есть незыблемые традиции, институты (в первую очередь, конечно, армия), которые неизменны, непоколебимы и не дискредитируются из-за политических потрясений или в пользу какой-либо политической силы. Если это чувство стабильности сформировано, то большие экономические трудности, которые ждут нас в ближайшие годы, будут преодолены.
А если ощущения стабильности нет, если, в частности, пропаганда власти будет утверждать, что апрельская война была «во время Сержа» и поэтому все было плохо, а тавушские события произошли в «наше время», и поэтому все хорошо, молодежь продолжит покидать Армению.
А с исторической точки зрения пропагандистское наслоение на события носит весьма тонкий и хрупкий характер. Лет через пять, а тем более через десять, всякие мелкие разговоры с упором на обвинения друг друга будут позабыты.