Политолог Анна Оганян и аналитик Лоуренс Броерс недавно презентовали книгу под своей редакцией и авторством «Бархатная революция в Армении», передает Армянская служба Голоса Америки.
Недавно изданная книга «Бархатная революция в Армении» под редакцией политолога Анны Оганян и аналитика Лоуренса Броерс и с участием ряда других аналитиков представляет собой анализ апрельских событий в Армении в 2018 году. Сегодня она доступна на английском языке. Авторы хотят представить книгу читателю и на армянском языке.
В книге освещаются внутренние и внешние вызовы Армении в те дни и особенности армянской революции. Авторы подошли к вопросу комплексно и разносторонне: от изучения геополитических процессов и до социально-экономических и политических факторов.
«Думаю, что упадок авторитаризма, о котором упоминается в подзаголовке книги, является важным фактором для понимания апрельских событий в Армении в 2018 году», – говорит соавтор книги Лоуренс Броерс.
Читайте также
Соавторы книги уверены, что бархатная революция не была цветной. Она существенно отличается от постсоветских цветных революций. Политолог Анна Оганян в книге под названием «Бархат не цветной» подчеркивает, что за революциями на постсоветском пространстве стояла политическая элита, в отличие от армянской революции, которая была «децентрализованной, имела социальные корни» и явилась результатом попыток политических изменений с использованием различных стратегий».
«Сильные государства во многом зависят от способностей своих граждан участвовать в управлении. Модель демократии продолжает оставаться незаменимой, являясь ключевым фактором экономического развития», – отмечает Оганян.
Цветные революции – это геополитическое явление, подчеркивает аналитик Броерс. Они выходят на первый план в случае прихода к власти прозападных сил, что вызывает ответную реакцию России, что приводит к нестабильности и территориальным конфликтам, как это произошло в случае с Грузией и Украиной. По словам соавтора, «бархатная революция» отличается еще с советских времен и от последующих традиций протестов в Армении, когда граждане страны по разным поводам выходят на улицы, чтобы выразить свой протест.
«Бархатная революция не спустилась сама по себе с неба и не была привнесена в Армению извне. Это было результатом накопления потенциала граждан, ставших хозяевами своей судьбы», – говорит Броерс.
Проводя параллели с развитием событий в Беларуси, Анна Оганян подчеркивает, что важным фактором для Армении и Беларуси является Россия, но характер их зависимости различен. По словам Оганяна, если для Армении главным фактором является безопасность, то в случае Беларуси она во многом связана с субсидиями и природными ресурсами. Благодаря им в Беларуси сохранилась система советского образца с преобладанием государственного сектора, в отличие от Армении, где приватизация привела к развитию олигархии. Несмотря на это, по мнению политолога, она способствовала децентрализации и формированию гражданского общества в Армении. В Беларуси, вместо этого, система централизована, а гражданское общество слабое.
«В Беларуси значительную часть составляют государственный сектор и предприятия, чем пользуется режим для предотвращения участия людей в протестах», – подчеркивает Оганян.
Авторы указывают на важность восприятия построения демократической системы и формирование ее цели как длительного процесса, который позволяет избегать геополитического подтекста. По словам Броерса, геополитизация гражданских движений в формате противостояния Восток-Запад не способствует их мобилизации. По мнению политолога Анны Оганян, Запад должен использовать эту возможность в Армении для наведения новых мостов и восстановления мостов с Россией вместо риторики конфликта между Западом и Востоком.
Фото — Голос Америки