Представьте себе мастера, который должен вбить гвоздь в стену, но вместо того, чтобы ударить по нему, бьет себя по пальцам. Когда его внимание привлекают на это обстоятельство, он принимает гордый вид и восклицает: «Вы не имеете права мне ничего говорить, я участник революции».
Примерно такими аргументами отвечали власти на требования об отставке министра образования, науки, культуры и спорта. Если говорить о содержании проблем, то критика оппозиции в отношении стандартов образования, на мой взгляд, не особо обоснована (хотя ясно, что здесь предстоит еще много работы). Вместо этого есть все основания обвинять министерство в плохом менеджменте и принятии непродуманных решений, берущих начало из большевистского высокомерия и нетерпимости.
Во всех сферах, а особенно в области образования, науки, культуры и спорта, основным проявлением «битья молотком по пальцам» является пренебрежение мнением специалистов и общественности, с аргументацией типа – «а кто вы такие, мы революционные лидеры». Говорить – «вы не имеете права даже пикнуть, потому что во времена Сержа вы были такими или этакими» – означает сжигать мосты со специалистами в данной сфере. Конечно, может показаться, что портить отношения с учителями, учеными, артистами или спортсменами – не большая трагедия: «пусть говорят, что хотят, это не имеет значения, они не могут помешать нашему кропотливому труду по государственному строительству». Всем властям Армении именно так и казалось, и это первый признак отрыва от действительности.
На самом же деле, право говорить имеют все, включая тех, кто узнал о революции через две недели после этого исторического события, тех, кто не был вдохновлен революционными идеями, и даже тех, кто боролся против революции. Принятие в качестве критерия истины отношение к революции вместо содержательных дискуссий означает действовать в соответствии с принципами, которые мы вроде отвергли более 30 лет назад, когда последнее слово во всех обсуждениях оставалось за Центральным комитетом.
Читайте также
«Члены партии, лидер которой 40 лет назад был осужден за сексуальное насилие, не имеют права говорить о национальных ценностях» – в качестве пропагандистского «наезда» подобное утверждение эффективно, и большинству людей оно может понравиться. Но в дебатах по вопросам образования, на мой взгляд, это не аргумент.
Арам АБРААМЯН