По словам эксперта Армянского Института международных отношений и безопасности (АИМОБ) Эммы Бегиджанян, если Иран предпримет какие-либо решительные шаги, его обязательно обвинят в исламском мире.
“Иран пока не предпринял никаких активных шагов, хотя продолжает подчеркивать, что семь территорий являются гарантией мира”,- Такое мнение в беседе с «Аравот» высказала младший эксперт Армянского института международных отношений и безопасности (МАГАТЭ) Эмма Бегиджанян.
Мы спросили, почему Иран до сих пор не предпринял активных шагов для прекращения турецко-азербайджанской агрессии против Арцаха и Армении, хотя вторжение террористов в регион не в их интересах, Эмма Бегиджанян напомнила, что после четырехдневной войны в апреле она написала в своем анализе, что единственной страной, чьи стратегические интересы и интересы национальной безопасности совпадают с Арменией, является Иран. Но с другой стороны, она заявила, что у Ирана есть две важные проблемы в этом вопросе. “Есть две проблемы, по которым хотя бы открытое широкомасштабное сотрудничество с Арменией невозможно в этих сферах. Сегодня поднялась мощная волна азербайджано-турецкой пропаганды против тюркоязычных жителей северного Ирана, что имеет свои последствия. В северном Иране проживает небольшое количество пантюркистов. Иран не может игнорировать эту проблему как внутреннюю проблему и предпринимать решительные шаги. Второй фактор — это фактор ислама, особенно если учесть, что Иран и Азербайджан придерживаются одного направления ислама — шиизма. Это фактор, который Алиев использует, чтобы получить от Ирана как можно больше выгод”.
В то же время Эмма Бегиджанян заявила, что наиболее угнетенным классом в этой стране являются верующие шииты. По его словам, если Иран предпримет какие-либо решительные шаги, его обязательно обвинят в исламском мире, с другой стороны, многие иранские официальные лица, в том числе президент, заявили, что не потерпят террористов. По этому поводу она уточнила. “Все террористы, от «Аль-Каиды» и «Талибана» до исламского халифата, не считают всех шиитов ветвью ислама, то есть исламские экстремисты также выступают против шиитов. Вот почему Иран должен сыграть большую роль в их уничтожении как в Сирии, так и в Ираке. Вот почему иранские официальные лица подчеркивают, что они не позволят разместить их вдоль иранской границы”.
Эксперт напомнил, что советник верховного лидера Ирана Али Хаменеи, бывший министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти, касаясь распространения пантюркизма и проблемы террористов, подчеркнул, что если террористы действительно участвуют в арцахской войне, они этого не потерпят. Эмма Бегиджанян отмечает, что терпение Ирана не безгранично: «Видимо, не бесконечное, но очень большое».
Ссылаясь на то, что министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф вчера говорил о формате Иран-Турция-Россия как о дополнении к механизму Минской группы, Эмма Бегиджанян заверила, что это неприемлемый для Армении механизм, и пояснила. “Турция представляет турецко-азербайджанское государство. Считаю их одним государством. Еще в 1993 году, когда тогдашний президент Ирана был в Баку с Велаяти, отец Алиев заявил, что если вы не поможете нам, армяне скоро дойдут до Баку. Он сказал: Азербайджан дан вам, вы можете совершить исламскую революцию, делать все, что хотите, но помогите нам, чтобы армяне не достигли Баку. Президент Ирана, конечно же, сказал, что его ответ отрицательный. Теперь Алиев постоянно настаивает на том, что идет по стопам отца. А это было путем его отца. И вот Алиев-младший обратился к Анкаре, что я пантюркист, я турок, как и вы, придите и спасите меня. Сказали, ну отдайте все свои права и сделайте это одним государством. Значит, это означает, что Азербайджан является стороной переговоров, Иран не может быть беспристрастным посредником в вышеупомянутых случаях, а Россия ставит знак равенства. Такой дополнительный механизм кажется нам неприемлемым”.
По словам Эммы Бегиджанян, таким образом Иран решает вопрос о своей роли. “Иран, по сути, был исключен из роли общего региона с его очень пассивным нейтралитетом. По сути, они пытались поднять вопрос об этой роли”. Напомним, что командующий Корпусом стражей исламской революции в Иране генерал Рагим Нойе Егдам заявил, что они не допустят реализации коварных планов и Иран первым выступит против боевиков и уничтожит их. Эмма Бегиджанян отметила: “То же самое говорили политические лидеры страны, но они не говорили, что мы пойдем спасать Карабах. Они сказали, что если террористы пересекут нашу границу, если мы почувствуем, что они находятся у нашей границы, мы их уничтожим. То же заявление делают политики, их просто не стоит ценить больше, чем политическое”.
В конце беседы мы поинтересовались, реально ли ожидать, что в ближайшее время произойдут кардинальные изменения в действиях иранской стороны? Эксперт отметила: “Конечно, это нереально, поскольку он сказал Велаяти, что терпение Ирана не безгранично. Это не бесконечно, но как долго, как долго мы можем ждать? Еще раз подчеркиваю, что параллель интересов Армении есть только с Ираном, руки которого связаны двумя прочными путами”.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
17.10.2020г