С весны этого года нашу нормальную жизнь нарушил сначала коронавирус, а затем война. Первая катастрофа, очевидно, затрагивает весь мир. Второе, кажется, произошло только с нами и является “локальным” с точки зрения мира. Но это обман, потому что эта война — важный индикатор тревожных процессов, которые происходят в мире. Чтобы понять это, попробуем ответить на простой вопрос: почему эту войну не прекращают? Понятно, что это нам совершенно не нужно. Граждане Армении и Арцаха просто хотят жить в мире. Никто не может меня убедить, что простые азербайджанцы видят смысл своей жизни в “территориальной целостности”. Россия, Франция и США искренне хотят положить конец кровопролитию и предпринимают шаги для установления режима прекращения огня в интересах своих государств. Иран также не заинтересован в боевых действиях на своих границах.
Все, что осталось, — это Турция и ее лидер Эрдоган (вместе с его марионеткой Алиевым) со своими планами и амбициями. Это кажется наиболее заинтересованная сторона с точки зрения продолжения войны. Эрдоган легко может противостоять мировым лидерам, а иногда даже грубить им, пользуясь их противоречиями. Сверхдержавы не могут найти способов положить конец войне. О чем это? По большому счету, это говорит о глобальном кризисе, о том, что в мире больше нет системы безопасности, которая могла бы сдерживать войну. Мировой порядок, конечно же, не просто рухнул, признаки этого были заметны, особенно когда Ирак, Ливия и Сирия “распались” со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эта война — продолжение этого, и завтра, если мир не одумается, в другом уголке планеты разразится более ужасная война. Обязательно появится еще один «Эрдоган» и, скорее всего, мощное оружие для уничтожения планеты.
Мы, армяне, сможем защитить себя, продолжим жить на своей земле, у нас будет наша государственность. Но мир в целом стал чрезвычайно хрупким и взрывоопасным, и я убежден, что есть необходимость в разработке новых правил игры, основанных на определенных “обновленных” принципах. В этих принципах нефте- и газопроводы, конкуренция за “зоны влияния”, а также продажа друг другу дорогостоящего и смертоносного оружия не должны играть центральной роли. Сейчас все эти игры кажутся «прагматизмом» и «реальной политикой». Но завтра, когда такой маньяк, как Эрдоган, решит взорвать мир, никому больше не понадобятся трубы и оружие.