Я принял этот принцип несколько лет назад и считаю его правильным в моей личной и общественной жизни, особенно в международных отношениях. Если, допустим, меня кто-то оскорбляет, то, думаю, есть два варианта.
а) этот человек находится под влиянием некоторых эмоций или имеет определенные психические расстройства, и в этом случае должны искренне пожелать ему стремления к достижению душевного равновесия;
б) он представляет интересы своей группы (организации, учреждения, партии, секты). Во втором случае, если мне важны интересы этой группы, я пытаюсь понять, как я препятствую реализации ее целей. Но обычно этот вопрос меня не сильно беспокоит, и всю ношу «азарта» я перекладываю на группу.
В политике, особенно в международных отношениях, первый (эмоциональный) фактор практически не имеет значения, эмоции уходят на второй план. Патологии Талаата, Гитлера, Пола Пота, Эрдогана или Алиева могут представлять определенный интерес для психиатров, но с политической точки зрения важны реальные или иллюзорные интересы их стран, в которых они совершили свои преступления. И это касается не только явных преступников, но и руководителей всех стран, всех государственных и политических деятелей.
Во время войны настроение части армянского общества накаляется, как будто мы, армяне, одни в мире, все против нас. По этой логике вытекают и поводы “бедствий” Израиля, Украины, России, США, Европы, короче говоря, всех. В связи с этим некоторые наши возмущенные соотечественники отправляют “открытые письма” по тому или иному адресу. Вместо этого эмоционального отношения нам нужно понять экономические и политические интересы этих стран и понять, насколько они совпадают или противоречат нашим интересам.
“У каждого своя правда”, — недавно сказал Путин об Армении и Азербайджане. Как бы эта оценка ни противоречила нашим ощущениям, она применима к любой стране. Дело не в том, что мы не можем ни у кого покупать оружие, мы не можем получать военную помощь, и на всех платформах только противник получает дипломатическую поддержку и так далее. Просто надо всегда помнить, что поддержка или недружественные шаги не обусловлены “красивыми глазами” нас или азербайджанцев. Кстати, это также относится к позиции Турции, как бы турецкие официальные лица ни клялись в “вечном братстве”.
…У нас есть друзья и союзники в мире. Другой вопрос, что они за нас воевать не будут. Это наша война, в которой мы победим.