Инопресса.Ру. «(…) После 25 лет безуспешной дипломатии в конце сентября конфликт в Нагорном Карабахе внезапно разморозился. Затем, после шести недель столкновений между армянами и азербайджанцами, Ереван был вынужден сдаться. 9 ноября под эгидой России было подписано соглашение о прекращении огня. Пушки замолчали, но ничего не урегулировано. Итак, дипломаты снова взялись за дело, реабилитируя тот же формат — Минскую группу, — который потерпел неудачу в прошлом», — пишет журналист Le Monde Петр Смоляр.
«Парадоксальным оказалось отсутствие альтернативы, с которым столкнулись вовлеченные стороны, включая Францию, сопредседателя Минской группы наряду с США и Россией. По мере того как продолжались боевые действия, она была сведена до позиции зрительницы. С 27 сентября президент Франции Эммануэль Макрон увеличил количество телефонных контактов — около пятнадцати, по данным Елисейского дворца, со всеми участниками конфликта, но только после объявления о прекращении огня Париж восстановил пространство для маневра», — говорится в статье.
«16 ноября Эммануэль Макрон в течение часа беседовал со своим российским коллегой Владимиром Путиным по инициативе последнего после очередной беседы 7 ноября. В трехстороннем соглашении о прекращении огня из девяти пунктов Минская группа не упоминается. Но Москва торопилась, с учетом быстрого наступления азербайджанской армии при поддержке сирийских наемников, — указывает автор статьи. «Мы не думаем, что русские рады прибытию турок на Кавказ, — считает один дипломатический источник. — Они понимают, что Франция и Минская группа могут помочь избежать подобного «тет-а-тет».
«Париж подчеркивает, что соглашение никак не способствует урегулированию вопроса о статусе Нагорного Карабаха. 120 тыс. армянских беженцев, бежавших от боевых действий, также должны получить возможность вернуться. Посланные Турцией иностранные боевики — около 2 тыс. сирийских наемников, по оценкам французской стороны, — должны покинуть регион как можно скорее. Кроме того, в связи с планируемым транзитным коридором между Азербайджаном и Нахичеванской автономной областью, возникают вопросы о суверенитете Армении. Это укрепляет мнение местного населения о том, что на карту поставлена целостность армянского государства», — рассуждает Смоляр.
«Еще один чувствительный момент: миссия по контролю за прекращением огня в Нагорном Карабахе. Россия уже разместила около 2 тыс. военнослужащих, установила наблюдательные и контрольно-пропускные пункты. Но возникает вопрос о турецком присутствии. Ссылаясь на «очень хороший опыт взаимодействия на Ближнем Востоке, в том числе и в Сирии» с Турцией, Владимир Путин пояснил по российскому телевидению, что согласился на идею создания совместного центра для сбора и анализа информации с помощью беспилотников вдоль линии разграничения», — передает журналист.
«Франция, которая в течение нескольких месяцев осуждала насильственные атаки Анкары в различных кризисных зонах, не может положительно оценивать эту идею и рассматривает другие формулы для контроля за прекращением огня. Но как на это повлиять?» — задается вопросом журналист.
«Томас де Ваал из аналитического центра Карнеги считает, что необходимо «заново изобрести Минскую группу», возвращаясь к идее ротации сопредседателей, существовавшей в 1990-х годах. По мнению аналитика, Франция должна отказаться от своего места. «Есть опасение, что Россия использует этот формат только для того, чтобы придать своему соглашению международную легитимность, чтобы просто поставить штамп», — отмечает он. Если формат сохранится, то важно, чтобы он включал европейскую страну или, возможно, Европейскую службу внешних связей. Эта страна должна вызывать уважение как в Армении, так и в Азербайджане. Однако в настоящее время Баку воспринимает Францию как проармянский голос, что лишает ее каких-либо рычагов воздействия».
«Восприятие в армянской общине иное, хотя Эммануэль Макрон в одиночку указывал на ответственность Баку и Анкары. 13 октября в Национальном собрании министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан напомнил, что сопредседательство Минской группы предъявило Франции «требование беспристрастности». Чтобы сохранить влияние, не может быть и речи о том, чтобы занимать чью-либо сторону. Неприятный аргумент для армян, отмечающих усиление мощи Турции на Кавказе, несущей ответственность за геноцид 1915 года, который она до сих пор отказывается признать», — говорится в публикации.
«(…) Еще одна забота Елисейского дворца: сохранение культурного и религиозного наследия региона. По этому поводу Эммануэль Макрон встретился с генеральным директором ЮНЕСКО Одре Азуле. Перед организацией стоит задача: в короткие сроки создать миссию экспертов, которые должны будут провести инвентаризацию значимых культурных ценностей. Миссия может выехать к началу 2021 года. Ее работа будет сложной. Азербайджан, например, обвиняет армян Нагорного Карабаха в том, что те уехали, забрав с собой кресты из церквей, и говорит о разграблении. Однако эти сельские жители хотели защитить свое культурное достояние от мстительных рук своих врагов», — резюмирует Le Monde.