В соответствии с мирным договором, заключенным между Арменией и Азербайджаном, Россия разместит около 2 тысяч своих миротворцев в этом регионе как минимум на следующие пять лет. Об этом — в статье Раджи Адулрахима (Raja Adulrahim) и Энн Симмонс (Ann M. Simmons) в американском издании The Wall Street Journal. В переводе на русский статью опубликовало издание Иносми.Ру.
Заключенное при посредничестве России мирное соглашение позволило остановить бои между Арменией и Азербайджаном, которые длились несколько недель, и обеспечило Москве геополитический триумф. Тем не менее, оно не помогло армянам обрести ощущение безопасности, поскольку присутствие российских военных в этом регионе вызывает у них смешанные чувства благодарности и недоверия.
В соответствии с этим мирным соглашением значительные участки контролируемых Арменией территорий будут возвращены Азербайджану, который потерял их много лет назад. Бои между Арменией и Азербайджаном продлились несколько недель, и их кульминацией стал захват азербайджанскими силами ряда районов Нагорного Карабаха — региона, который международное сообщество считает частью территорий Азербайджана, но который находился под контролем этнических армян. В соответствии с этим мирным соглашением Россия разместит в этом регионе около 2 тысяч своих миротворцев как минимум на следующие пять лет.
Президент России Владимир Путин долгое время старался поддерживать хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, что отчасти объясняется их местоположением вдоль важного энергетического коридора, на который Запад положил глаз. Москва старалась сохранять нейтралитет в вопросе многолетней напряженности в Нагорном Карабахе.
Хотя у Москвы уже была военная база в Армении, с которой ее связывают достаточно крепкие экономические отношения, до настоящего момента в Азербайджане российских сил не было.
Эта война «привела к очень предсказуемому результату — к увеличению зависимости от России», как сказал Степа Сафарян, политический аналитик из Армянского института международных отношений и безопасности.
По словам аналитиков, Россия может превратить свою миротворческую миссию в постоянное военное развертывание в обеих странах и работать над тем, чтобы интегрировать вооруженные силы этих бывших советских республик в подчиняющиеся России командные структуры, такие как договор о коллективной безопасности, к которому уже принадлежит Армения.
«Это вмешательство России позволило ей удержать на своей орбите Армению и не потерять Азербайджан», — сказал Александр Габуев, старший научный сотрудник Московского центра Карнеги.
Турция практически сразу объявила о том, что она поддерживает Азербайджан, с которым ее связывает общность религии, языка и культуры.
Вмешательство Турции в Нагорно-Карабахский конфликт угрожал поссорить Анкару и Москву, поскольку оно представляло собой непосредственный вызов, брошенный России в регионе, который та долгое время считала своей сферой влияния. По словам аналитиков, присутствие российских миротворцев в Азербайджане привязывает правительство этой страны к Москве.
Задача российских миротворцев в Нагорном Карабахе будет заключаться в осуществлении наблюдения за линией соприкосновения между сторонами и охране мест исторического, культурного и религиозного наследия.
В деревнях, в местах религиозного поклонения и в правительственных учреждениях по всей Армении новости о вводе российских миротворцев были встречены смешанными чувствами облегчения и недоверия.
Хотя некоторые армяне говорили о том, что международное сообщество их предало и теперь они могут доверять только России, другие — особенно люди в возрасте, которые помнят советский режим, — с осторожностью отнеслись к новостям о размещении российских солдат.
«Для меня это трагедия», — сказала Сильва Хачатрян, 61-летний профессор армянской литературы, которая была расстроена своим недавним визитом в монастырь Дадиванк — расположенный на участке, захваченном азербайджанскими силами, — где она увидела российский флаг на дорогой, ведущей к монастырю, и российских миротворцев на его территории.
Аракси Грегорян, операционная медсестра, которая неделю работала в армянском полевом госпитале во время боевых действий, тоже была встревожена тем, что это священное место охраняют военные.
«Я не доверяю русским», потому что они заставили Армению отдать ее земли, как сказала 50-летняя Григорян, которую мы встретили на военном кладбище Ераблур, где сейчас копают новые могилы для погибших солдат и проводят церемонии похорон.
Местные чиновники говорят о том, что Москва помогла предотвратить еще большее кровопролитие в течение шести недель вооруженного конфликта, начавшегося 27 сентября. По оценкам Кремля, более 5 тысяч человек погибло в ходе того, что сотрудники гуманитарных организаций назвали неизбирательным обстрелом гражданского населения и гражданской инфраструктуры, включая больницы и школы, военными обеих сторон.
«Россия пришла и остановила войну. Она спасла сотни жизней», — сказал Давид Бабаян, советник лидера Нагорного Карабаха Араика Арутюняна.
Присутствие российских миротворцев стало единственной причиной, по которой Ани Хачатурян с тремя детьми решила вернуться в свою родную деревню недалеко от Дадиванка, откуда она бежала из-за боев. Ее муж отравился на фронт добровольцем, но к настоящему моменту он уже вернулся к своей работе строителя.
«Я доверяю российским миротворцам», — сказала 28-летняя Хачатурян.
Однако недовольство тем, что Армения потеряла значительную часть спорных территорий Нагорного Карабаха и окружающих его районов, приглушает похвалы в адрес России. Это недовольство всерьез пошатнуло позиции правительства армянского премьер-министра Никола Пашиняна, которого многие армяне назвали предателем, выйдя на акции протеста против него. В результате более десятка высокопоставленных чиновников ушли в отставку или были уволены, что, по словам аналитиков, существенно ослабило позиции армянского правительства.
63-летняя Сусанна Тер-Антонян, стоматолог по профессии, присоединившаяся к недавним протестам, рассказала, что во время войны в начале 1990-х годов ее муж сражался, чтобы защитить город Шуши, который азербайджанцы называют Шуша. В ходе недавних боев Азербайджан сумел захватить этот город, и теперь он сохранит контроль над ним.
Тер-Антонян рассержена, и она хочет, чтобы Пашинян подал в отставку. «Мы хотим, чтобы он ответил за содеянное», — сказала она, вытирая слезы.
Одной из причин горького разочарования армян стало то, что многие были уверены, что Россия обязательно поддержит Армению, если та столкнется с военной агрессией. Однако Кремль заявил, что соглашение о коллективной безопасности позволяет ему лишь оказывать Армении помощь в случае атаки на нее и что оно не распространяется на Нагорный Карабах. Некоторые обозреватели настаивали, что азербайджанцы вели обстрел собственных территорий Армении, однако Россия так и не вмешалась.
В конечном счете, по словам аналитиков, у лидера Армении не осталось иного выбора, кроме как согласиться на мирный договор и принять российских миротворцев в качестве защитников его страны.
«В Ереване прекрасно понимают, что ничто не помешает Азербайджану продолжить наступление, попытаться продвинуться еще дальше, если Москва не проявит достаточно решимости, чтобы защитить линию прекращения огня», — сказал Габуев из Московского центра Карнеги.
Фото — Иносми.Ру