Лента новостей
Новости дня

Маневр Путина и “добро пожаловать” турецко-азербайджанскому тандему

21 декабря,2020 21:23

Если Путин очень хотел, чтобы официальный Ереван признал Нагорный Карабах, почему он несколько лет заставлял армянскую сторону принять план Лаврова?

Получается, что интервью президента России Владимира Путина сейчас стали более важными с точки зрения безопасности Армении и Арцаха и обсуждаются более подробно, чем слова и действия властей Армении.

На прошлой неделе Путин провел большую традиционную пресс-конференцию, посвященную послевоенной ситуации в Нагорном Карабахе.

Владимир Путин коснулся статуса Арцаха, еще раз отметив, что даже Армения не признала независимость Нагорного Карабаха, а по международным нормам Арцах является территорией Азербайджана. “Сама Армения не признала Карабах, и в связи с этим, учитывая это обстоятельство, Карабах является территорией Азербайджана с точки зрения международного права”, — сказал Путин. Президент России еще раз подчеркнул, что вопрос о статусе Карабаха должен быть решен в будущем.

Начнем с того, что было бы правильнее, если бы Путин обратился к вопросу о том, как будет определяться статус Нагорного Карабаха, когда официальный Баку на уровне Алиева заявил, что “урегулировал нагорно-карабахский конфликт военным путем”, “Азербайджан никогда не согласится на статус Нагорного Карабаха”. А официальная Анкара продолжает поддерживать “братский Азербайджан”.

Путин, мягко говоря, неискренен, когда говорит, что “даже Армения не признала независимость Нагорного Карабаха”, будто пытается обвинить официальный Ереван или оправдать, например, Россию, которая предприняла миротворческую миссию в Нагорном Карабахе.

Какова была позиция России при урегулировании карабахского конфликта … Оно отличалась от позиции других стран? Нет, российские сопредседатели в Минской группе ОБСЕ, например, в период правления Роберта Кочаряна неоднократно заявляли, что Россия поддерживает территориальную целостность Азербайджана.

Другой вопрос, что до 2018 года Смена власти в Армении сделала официальным Ереваном право на самоопределение столь же важным, как принцип территориальной целостности, а статус Нагорного Карабаха стал реальным вопросом повестки дня, настоящей головной болью для Алиева, а Турции и Азербайджану это совсем не понравилось. Поэтому их недовольство Минской группой ОБСЕ становилось все сильнее.

Какой была бы позиция России, если бы Армения признала Нагорный Карабах в контексте продолжения переговорного процесса? Это сразу стало бы новым поводом для боевых действий, это всем понятно.

Если Путин так обеспокоен тем, что Армения не признала независимость Нагорного Карабаха, Россия может восполнить этот пробел, признав то, что сейчас осталось от Арцаха, после чего признание Армении будет полностью оправданным.

Или, если допустить, что сегодня официальный Ереван признает Нагорный Карабах, станет ли Россия вторым государством после Армении, которое также признает Арцах …

Кроме того, если Путин очень хотел, чтобы официальный Ереван признал Нагорный Карабах, почему он несколько лет заставлял армянскую сторону принять план Лаврова? И уже после войны, почему в трехстороннем заявлении от 10 ноября нет намека на статус Нагорного Карабаха, ведь в заявлении о прекращении огня не было больше и не меньше точек возврата территорий, разблокировки всех экономических и транспортных связей, так что же помешало упоминанию о требовании уточнить статус Нагорного Карабаха?

Таким образом, продолжающиеся обвинения Путина в сторону официального Еревана в непризнании Нагорного Карабаха начинают выглядеть как попытка самооправдания. Если бы какое-либо правительство Армении было уверено, что Россия признает статус Нагорного Карабаха после Армении, оно бы обязательно его признало.

Кстати, на той же пресс-конференции Путин представил позицию Москвы. “Наша позиция не менялась годами. Семь регионов следует вернуть Азербайджану, а статус Нагорного Карабаха оставить на будущее, зафиксировав статус-кво. Конечно, обеспеченивая связь Карабаха с Арменией через Лачинский коридор”.

Путин повторил, что Россия может увеличить свой миротворческий контингент, но только после согласования со сторонами. По словам Путина, Азербайджан должен дать согласие России на увеличение количества миротворцев.

В условиях новых послевоенных реалий, когда у Армении фактически нет партнеров, а власти Армении воспринимаются как проигравшие, действительно, новые императивы безопасности как Нагорного Карабаха, так и Армении следует обсудить со стратегическим союзником России.

Российская сторона делает упор на разблокировку транспортного сообщения, а Путин, в свою очередь, подчеркнул, что следующим этапом после прекращения огня, согласно договоренности, должны стать вопросы транспорта и инфраструктуры: “Имеется в виду Нахичевань, север и юг Армении”. Примечательна формулировка “Север и Юг Армении” в речи Путина. Видимо, на севере Армении нас ждут и новые “сюрпризы”.

Что касается слов Путина о том, что Эрдоган “настоящий человек, верный своему слову и очень настойчивый в продвижении интересов Турции”, то российский президент абсолютно искренен. Несмотря на разногласия по различным вопросам, отношения между Путиным и Эрдоганом находятся на высоком уровне. Как бы российские эксперты ни видели опасность со стороны сегодняшней Турции и не критиковали позицию российских властей в отношении Турции, тем не менее позитивное отношение Путина к Эрдогану очевидно.

Здесь важнее то, как будет проявляться состояние Армении. Оставим ли мы все на усмотрение России, будет ли Армения в игре, или турецко-азербайджанский тандем будет диктовать условия новой игры, вдохновленной результатами войны, Армении? Это наша проблема, почему процесс GPS-картирования дошел до входа в аэропорт Капана, и мы должны представить свои требования властям. Нынешняя власть кажется настолько слабой, что создается впечатление, что такое поведение сигнализирует турецко-азербайджанскому тандему “Добро пожаловать сюда”.

Как бы мы ни были недовольны тем или иным явлением в послевоенной ситуации, “почему Россия так поступила?”, “Почему Путин этого не сказал?” Россия не может решить ни одну проблему, которую мы должны решить, это не проблема Путина. Задача России заключалась в размещении миротворцев в регионе, цель, которая была достигнута, что совершенно не устраивает Запад. Недавно помощник госсекретаря США по военным и политическим вопросам Кларк Купер дал понять, что присутствие российских миротворцев в Нагорном Карабахе угрожает дестабилизировать ситуацию в регионе. Он отвечал на вопрос азербайджанского журналиста о том, может ли Вашингтон противостоять влиянию России в регионе. “Очевидно, это вызов для всех вовлеченных сторон и государств. Именно поэтому США уделяют особое внимание гуманитарной ситуации, о которой в ноябре частично объявил госсекретарь США Майкл Помпео“, — сказал Купер, добавив, что Соединенные Штаты считают необходимым провести мирные переговоры под эгидой Минской группы ОБСЕ.

Следует отметить, что план изгнания российских миротворцев из региона со временем может стать более явным, и мы не должны забывать, что Эрдоган будет первым бенефициаром такого процесса, несмотря на то, что Путин считает его “настоящим мужчиной”. Это означает, что в какой-то момент Эрдоган может стать партнером западных держав в этом вопросе, несмотря на призывы Запада ввести санкции против Турции.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать