Ованнес Игитян, член парламентской фракции “Мой шаг”, считает визит Никола Пашиняна в Ераблур правильным. Он уверяет, что премьер-министр, кем бы он ни был, должен был отправиться в Ераблур. На вопрос, до чего довели скандирования “Никол – премьер-министр!”, под аплодисменты, во время шествия, называемого траурным, которое оппоненты назвали “Операцией по захвату Ераблура” и без того разделенное общества, он ответил, что остался человек “старых времен”, который увидел, что во времена боли люди объединялись и накладывают вето на полемику в этот день. В качестве примера он приводит объединение армян 24 апреля. В этом контексте Ованнес Игитян очень хотел бы, чтобы тот трагический день был таким же: “Давайте не будем искать виновных, — так говорил один, другой – говорил, что вы не должны приходить… Если мы не обнаружили в себе такой щедрости в тот день, значит, существует реальная проблема”.
Ованнес Игитян, кстати, в Ераблур не пошел, потому что у него проблемы со здоровьем, и он долго ходить не мог.
Говоря о начавшихся в Армении демонстрациях “Движения за спасение отечества”, Ованнес Игитян говорит, что нация объединена не вокруг человека, а вокруг идеи: “Но это не значит, что я отвергаю политическую борьбу. Я согласен с тем, что каждый человек, каждый священник имеет право вести политическую борьбу без насилия. Я хочу, чтобы наше государство работало по закону. Я не хочу, чтобы наша полиция применила непропорциональную силу против кого-либо. Но я также не хочу, чтобы несколько человек пытались доставить кому-то неприятности, потому что здесь полиция находится в очень сложной ситуации”.
Ованнес Игитян не хочет, чтобы наши основные послания терялись в его “внутриполитической агитации”. А они, по его словам, следующие: То, что произошло против Армении и Арцаха, было несправедливостью, Армения считает неприемлемой роль Турции в этой ситуации, мы считаем эту ситуацию неприемлемой, в которой есть вопросы долгосрочной безопасности Армении: “Система безопасности любой страны, а тем более непризнанной, решается не только армией, но и формулами международного права. Сегодня в Косово и сербское меньшинство, и большинство албанцев чувствуют себя в безопасности, потому что мир нашел для них модель, а не армию и миротворцев. Мир нашел новую формулу, которая, по сути, работает полу-признанием. Мы также должны попытаться найти международную модель, который обеспечит безопасность проживающих в Арцахе армян, в том числе жителей Гадрута и Шуши. Сегодня невозможно вернуть Гадрут Арцаху с армией, но это возможно по постановлениям, потому что по всем предыдущим постановлениям Гадрут и Шуши были частью Арцаха. И все изгнанные армяне должны иметь право вернуться”.
Ованнес Игитян говорит о подписанном 9 ноября трехстороннем заявлении: “Этот документ очень несправедливый и вынужденный, и все так говорят, в том числе и Россия. Но даже один из пунктов этого несправедливого документа заключается в том, что беженцы могут безопасно вернуться в свои дома. Что, это касается только азербайджанцев? Мы не можем решить этот вопрос с армией”. А про виновных и виновников документа. Ованес Игитян не хочет говорить. Но он говорит, что даже два последних села Гадрутского района, переданные Азербайджану, Хцаберд и Хин Тахер, могут быть защищены международными документами: “Мы увидели, что даже российские миротворческие силы не смогли обеспечить право проживающих там армян жить там. Все пытаются найти виновных, за что отдали обе деревни? Мы можем найти виновника, я пытаюсь найти причину и решение. Я смело заявляю, что если бы миротворцы вошли немного раньше, мы могли бы удержать эти деревни”. Он не может сказать, почему российские миротворцы не вошли раньше. Но он уверен, что если все армяне будут работать над решением проблемы, чтобы жители Гадрута вернулись в Гадрут с правом на долгую жизнь, мы добьемся успеха.
“В этом случае, когда общество делится на две части, любая объединяющая идея становится сильнее, и такие идеи есть”, — говорит Ованнес Игитян, добавляя, что если его идеи не принимаются, значит, ему нечего делать в политической сфере.
Нелли ГРИГОРЯН
Беседа состоялась 22 декабря
Газета «Аравот»
25.12.2020г