Президент Республики Армен Саргсян в Гюмри встретился с представителями общественности.
В течение длившейся почти два часа беседы Президент Саргсян вместе более чем двумя десятками участников встречи – учёными, преподавателями, деятелями культуры, юристами, предпринимателями, работниками общественных организаций обменивались мыслями относительно создавшейся в стране ситуации, представляли свои подходы и точки зрения, говорили о путях разрешения существующего кризиса.
«Приходит момент, когда ты должен отложить в сторону эмоции и, холодно рассудив, планировать, что будешь делать завтра, — сказал Президент. – Когда случается большая потеря, эмоции затмевают разум, способность судить здраво, но через какое-то время чувствуешь, что жизнь, всё равно, продолжается и, сколь бы трудно ни было, нужно принимать решения, потому что от этих решений зависит не только твоё сегодняшнее или завтрашнее положение, но также жизнь других, твоей семьи, твоих родственников, друзей, в моём случае – больше, хотя во многих вопросах я не несу прямой ответственности, но, всё равно, бремя от этого не становится меньше. Наоборот, ещё тяжелее, потому что часто знаешь проблему, её решение, даже говоришь, но всё равно, никто не слушает.
Народ проголосовал и решил, что мы парламентское государство. Президентское, парламентское… которое из них хорошо или плохо – вторично. Если у тебя нет противовесов, сдерживающих механизмов, любое из них может стать просто диктатурой. Неважно, как называют этого диктатора: президент, премьер-министр, король — кем бы он ни был, если нет механизмов сдерживания и противовесов. А наша Конституция их не имеет».
Говоря о сложившейся в стране ситуации, Президент Республики сказал, что мы находимся в глубокой яме, которая может ещё больше углубиться. «Ясно, что будут ещё больше углубляться наши экономические трудности, состояние в здравоохранении в связи с коронавирусом. Ясно, что у нас есть большая демографическая проблема, и, если мы не сможем решить некоторые вопросы или пробудить надежды в народе, показать свет в конце тоннеля, многие уедут из страны. Уедет интеллигенция, особенно молодые специалисты.
Другая проблема – гуманитарная, потому что у нас большое число бездомных людей, которые приехали из Арцаха. Мы не видим, что соответствующие службы делают достаточную работу, чтобы этот вопрос решился.
Ситуация сложнее, чем мы говорим, потому что мы за 30 лет накопили громадные проблемы, — сказал Президент. – Давайте вместе думать, как мы к этому пришли. Сегодня у нас громадная проблема, связанная с тем, что государственные институты не работают. Столько лет все наши государственные институты связывались с личностями. Как мы собирались победить в войне, если государственные институты не могут ни сотрудничать, ни нормально выполнять обязанности, нет дисциплины?
26 лет назад мы одержали славную победу. Причин множество: дух людей, который есть и сегодня. Я встретился с раненными солдатами, они обладают феноменальным духом, они не побеждены в войне. В 1994 году мы победили, потому что очень быстро из добровольцев стали армией, и мы опередили врага на несколько лет своей организованностью и готовностью, потому что из других стран приехали такие люди, как Монте, которые обладали каким-то опытом. Из советской армии прибыли генералы, полковники, майоры и сделали из огромной добровольческой силы армию. Мы опередили врага на несколько лет, потому и победили. А сейчас мы отстали на несколько лет.
Что мы 26 лет делали в демографическом смысле? Почему не смогли довести население Арцаха хотя бы до полумиллиона, не говорю уже до миллиона? Был бы миллион населения, не было бы войны, потому что никто не пойдёт воевать на те территории, где живёт миллион человек. Давайте подумаем, как случилось, что у нас было 26 лет, мы думали, что победили, вопрос решён, когда враг каждый день покупал оружие, заявлял: «Приду и заберу», а мы это игнорировали…
Можно снова перейти к конспирационным теориям, что это великие державы сделали, но давайте посмотрим сами на себя. Если мы будем так продолжать, что все наши вопросы решаются где-то на другой планете… Да, у великих держав есть свои интересы, и наша задача состоит в том, чтобы настоять на своих интересах».
Пресс-служба президента Армении