Недавно с большим удовольствием посмотрел программу из серии Рузан Хачатрян “Знаменитый неизвестный”, который был посвящен Владимиру Мовсисяну.
Материал был во многом поучительным. Чем государственный человек отличается от политика, трепещущего за свой имидж и кресло, как патриотичный и сострадательный человек к своей земле действует как противовес тем, кого соблазняют “блестящие” формулировки, завораживающая чушь, наконец, как познать и прочувствовать Армению, вплоть до узких сельских дорог и сельских тропинок.
В этом контексте программа напоминает о том, как в 1984 году заместитель председателя Совета министров Мовсисян провел демаркацию между Армянской и Азербайджанской ССР, не беспокоясь о собственном положении и даже безопасности. Эта программа напомнила мне еще одно важное качество Мовсисяна: желание и способность учиться. В “переходной фазе” двух эпох, с апреля по октябрь 1990 года, Мовсисян был первым секретарем ЦК, и на нем была большая ответственность, особенно в плане отношений с Москвой.
Особенно в этот период он почти каждый день собирал и консультировал интеллектуалов из разных областей. Мой отец, который в то время был в тесном контакте с Мовсисяном, вспоминал, что время от времени он прерывал разговор и говорил: “Я этого не понимаю, пожалуйста, объясните мне”. А теперь представьте, что нынешний премьер-министр даже в самом узком кругу соратников признается, что чего-то не понимает.
Каждую эпоху, каждое общество ставит своих лидеров на первое место. В 1990 году Комитет “Карабах”, а в 2018 году Пашинян и другие “ходоки” пришли к власти через улицы. Но в чем причина того, что основатели Третьей республики (несмотря на свои ошибки) смогли научиться, понять суть государственного управления и международных отношений и, в частности, вывести арцахский вопрос из очень сложной ситуации в относительно хорошую, на уровень, обеспечивающий военные победы, а “ходоки” — наоборот, они вызывали состояние отказа и поражения.
Ответ мне ясен: “улица” другая и, соответственно, другие лидеры. “Улица” 1988-90 гг. привела к образованным лидерам (благодаря советской системе), улица 2018 г. — к неуместным, но “убедительным” сплетням. Что изменилось в образовании за 30 лет, а также в восприятии Родины и государства, об этом в следующий раз.
А вот частный пример, но очень показательный. Невежественную массу можно накормить любой глупостью. Допустим, в результате переговоров мы получили бы тот же результат, что и в результате проигрыша войны. Подробнее об этом в опубликованной вчера Арманом Григоряном статье. Одним словом, чтобы изменить Армению, нужно изменить “улицу”.
…За несколько месяцев до его смерти я встретил Владимира Мовсисяна возле здания библиотеки Национальной академии наук, где находился его кабинет. Он сказал: “Я физически нездоров, у меня смертельная болезнь”. Используя его определение, позвольте мне сказать, что болезнь нашего общества более “смертельна”.