Голос Америки. Во вторник в Сенате началось разбирательство по импичменту экс-президента Дональда Трампа. Заседание открыл сенатор Патрик Лихи.
Второе разбирательство по импичменту Трампа ознаменовалось дебатами о том, является ли конституционной процедура импичмента, если речь идет о президенте, уже покинувшем свой пост.
Председательствует на процессе не глава Верховного суда США Джон Робертс, председательствовавший на первом сенатском разбирательстве по делу об объявлении Трампу импичмента, а сенатор-демократ Патрик Лихи; он временно наделен председательскими полномочиями в случаях отсутствия на заседаниях вице-президента Камалы Харрис (напомним, что официальным главой верхней палаты Конгресса является вице-президент).
Согласно Конституции, ему и полагается играть председательскую роль на разбирательстве по импичменту. В данном случае эта роль отведена восьмидесятилетнему Лихи (старейшему по времени пребывания на посту сенатора в нынешнем составе палаты) именно потому, что Трамп, в отношении которого идет разбирательство, в настоящее время президентом уже не является.
Адвокаты Трампа подвергли критике назначение Лихи. «… Вместо верховного судьи, руководить процессом будет сенатор с… предвзятым мнением, который будет также выполнять (функции) члена жюри присяжных, принимающего решения по поводу проблем, возникающих в ходе процесса», – говорится в заявлении адвокатов, распространенном в понедельник.
Лихи, однако, обещал продемонстрировать в ходе процесса полную беспристрастность.
Каждой из сторон отведено по четыре часа на выступления в прениях.
Обращаясь к собравшимся, Лихи сформулировал повестку дня сегодняшнего заседания, отметив, что обсуждается в первую очередь вопрос о конституционности настоящего процесса.
Выступивший затем менеджер по импичменту Джейми Раскин подчеркнул, что выдвигаемое против экс-президента обвинение целиком построено на фактах. По словам Раскина, Трамп пытался блокировать процесс передачи власти, в том числе насильственными методами.
В ходе разбирательства был продемонстрирован фрагмент видеозаписи, где Трамп выступает перед своими сторонниками 6 января, за чем последовала атака его приверженцев на Капитолий.
Видеозапись содержит также выступление Митча Макконнелла, подчеркнувшего, что события 6 января не имели прецедентов в истории США.
В видеозаписи присутствует и последовавшее позднее обращение Дональда Трампа, в котором, отметив, что он понимает чувства своих сторонников, он вместе с тем призывает их разойтись.
Продолжая свою речь, Раскин заявил, что, подстрекая к мятежу, Трамп совершил особо тяжкое преступление. Законодатель отметил и то, что это преступление было совершено, когда Трамп находился в должности президента.
Сославшись на исторические прецеденты, включая имевшее место в конце 18 столетия расследование по делу бывшего губернатора Британской Индии Уоррена Хейстингса, законодатель подчеркнул, что ни одна конституция не запрещает расследовать преступления бывших официальных лиц.
«У нас не должно быть президента, подстрекающего к мятежу», – сказал Раскин.
Другой менеджер по импичменту, конгрессмен Джо Негюс, отметил, что в вопросе об импичменте Конституция не предполагает каких-либо исключений. Иллюстрируя свою мысль примерами из конституционной истории США, Негюс подчеркнул необходимость не допускать, чтобы допустившим злоупотребления должностным лицам был закрыт путь к занятию государственных постов в будущем.
При этом менеджер по импичменту отметил экстраординарный характер преступления, в котором обвиняется Дональд Трамп. Он также заявил, что трудно найти более ясный пример злоупотребления должностью со стороны президента.
Третий менеджер по импичменту, конгрессмен Дэвид Сислини, констатировал, что Сенат располагает полномочиями дисквалифицировать должностных лиц, представляющих опасность для страны. В этой связи Сислини напомнил о попытках Трампа подвергнуть сомнению результаты выборов и сохранить власть вопреки воле народа.
Упомянув о событиях 6 января, законодатель назвал их «устрашающими». По словам Сислини, оставить роль Трампа в этих событиях без последствий означало бы создать прецедент, который сам по себе был бы опасен для страны. В частности, он остановился на риторике Трампа в вопросе о результатах выборов и подчеркнул, что эта риторика была недопустима для президента. Трамп должен быть подвергнут импичменту за подстрекательство к мятежу против правительства США, подчеркнул Сислини.
Напомним, что на минувшей неделе Палата представителей проголосовала за объявление Трампу импичмента, выдвинув против него вышеуказанное обвинение в связи с выступлением, прозвучавшим 6 января.
В преддверии сенатского разбирательства помощники стороны обвинения сообщили, что в ходе разбирательства будут представлены ранее неизвестные свидетельства, подкрепляющие версию обвинения.
Защита Трампа стремится доказать, что Сенат не имеет полномочий судить бывшего президента, однако команда обвинителей заявляет, что многие эксперты по конституционному праву, в том числе консервативно настроенные, не разделяют эту точку зрения. По словам обвинителей, процедура импичмента была бы «фактически бесполезной», если бы ее нельзя было задействовать в последние недели президентства, когда возможностей воспрепятствовать мирной передаче власти особенно много.
Обвинители также подчеркивают, что первая поправка к Конституции защищает демократическую систему США, но «не защищает президента, который подстрекает своих сторонников поставить эту систему под угрозу с помощью насилия».
«Принятие аргумента президента Трампа означало бы, что Конгресс не смог бы объявить импичмент президенту, который сжег бы американский флаг в эфире национального телевидения, выступил на митинге Ку-клукс-клана в белом капюшоне или носил свастику во время марша по еврейскому кварталу, – говорится в кратком изложении позиции обвинения. – Все это является выражением мнения, которое защищено Первой поправкой, но, очевидно, стало бы основанием для импичмента».
Менеджеры по импичменту также отвергают аргумент Трампа о том, что некоторые участники штурма Капитолия планировали атаку за несколько дней до митинга. «Этот факт подчеркивает, что президент Трамп точно знал, что именно он делает в рамках своей кампании по отмене результатов выборов», – заявили обвинители.
Фото — Голос Америки