Лента новостей
Новости дня

Турция вооружает Азербайджан, укрепляется на Южном Кавказе, но Лавров этого не замечает

24 февраля,2021 21:24

Представлена дорожная карта “Военная стратегия 2020-2025 Тюркского совета и видение тюркского мира до 2040 года”

На прошлой неделе состоялись российско-турецкие дискуссии на высоком уровне. Сначала президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили по телефону выполнение договоренностей по Нагорному Карабаху. Как сообщает пресс-служба Кремля, обсуждение ситуации в Нагорном Карабахе продолжилось в контексте реализации договоренностей, достигнутых в заявлениях от 9 ноября и 11 января. “Речь идет о координации действий России и Турции на благо социально-экономического развития региона. Собеседники выразили удовлетворение запуском совместного российско-турецкого центра контроля за прекращением огня”, — говорится в сообщении.

В ходе телефонного разговора с президентом России президент Турции предложил привлечь российских и турецких специалистов к восстановлению каналов связи в Нагорном Карабахе, в свою очередь, сообщает пресс-служба президента Турции, добавляя: “В ходе беседы президент Эрдоган отметил, что турецкие и российские эксперты могут встретиться со своими азербайджанскими коллегами, чтобы сделать автомобильные и железные дороги в Нагорном Карабахе более эффективными”.

Помимо телефонного разговора Путина и Эрдогана, на прошлой неделе также выступили главы МИД России и Турции. Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу обсудили ситуацию в Сирии. “Стороны выразили готовность и впредь поддерживать мирное урегулирование конфликта в США, в том числе в контексте 15-й международной встречи по Сирии вчера в Сирии. Также были затронуты вопросы международной и двусторонней повестки дня. Обсужден график двусторонних контактов на высоком уровне”, — говорится в сообщении МИД России.

Российско-турецкие переговоры, контакты, как в дни войны, продолжаются и сегодня, и, как мы видим, Эрдоган уже делает другие практические предложения Путину, не довольствуясь успехом совместного российско-турецкого мониторингового центра. Эрдоган уже выражает Путину готовность построить “автомобильные и железнодорожные пути в Нагорном Карабахе”.

С одной стороны, это роль “голубя мира”, с другой стороны, он на Южном Кавказе – “завоеватель” и “хозяин и правитель”.

Президент Турции недавно заявил, что война в Нагорном Карабахе и эпидемия коронавируса еще раз подчеркнули важность единства, солидарности и консолидации тюркоязычных стран, от обороны до здравоохранения, от сельского хозяйства до энергетики. “Мы пережили радость освобождения Нагорного Карабаха от 30-летней оккупации”, — сказал он в своем послании. Он поздравил азербайджанский народ с “исторической победой” в 44-дневной войне. “Последние события еще раз продемонстрировали, что мы все являемся частью большой 300-миллионной семьи, объединенной общей верой, историей и культурой. Как часть этой семьи, мы несем ответственность за укрепление этих связей и сотрудничества. Решение о создании метеорологического союза тюркского мира является значительным шагом в этом направлении”, — сказал Эрдоган.

Констатируя свой “успех”, Турция и дальше будет вооружать Азербайджан. Эрдоган одобрил соглашение о сотрудничестве в области оборонной промышленности между правительствами Азербайджана и Турции. Соглашение подписано в 2017 году, во время визита Эрдогана в Азербайджан 31 октября.

Кроме того, недавно стало известно, что турецкие крылатые ракеты SOM будут включены в список авиационного вооружения ВВС Азербайджана, сообщил вице-президент Турции Фуат Октай. Оказывается, в ходе визита премьер-министра Азербайджана Али Асадова в Турцию 19 февраля было подписано более десяти соглашений, в том числе о военно-промышленном сотрудничестве между Турцией и Азербайджаном. Одно из соглашений касается поставки ВВС Азербайджана крылатых ракет SOM турецкого производства. Крылатые ракеты ЗОМ, предназначенные для запуска с самолета, предполагается интегрировать в штурмовики Су-25 ВВС Азербайджана. Ракета SOM производится турецкой компанией Roketsan по патенту, выданному американской компанией Lockheed Martin. Турция производит 3 версии: зенитные боевые части SOM-A, SOM-B1 и тандемные бронированные боевые части SOM-B.

Помимо политики последовательного продолжения военно-промышленного сотрудничества, облегчаются контакты между двумя обществами. Облегчено двустороннее передвижение граждан Азербайджана и Турции, они смогут совершать визиты по удостоверениям личности. На прошлой неделе президент Азербайджана подписал законопроект, предусматривающий внесение изменений в соглашение о либерализации визового режима между Турцией и Азербайджаном в соглашении, подписанном 25 февраля 2020 года.

Параллельно с процессом усиления влияния Турции в бывших советских республиках оказывается, что Москва не замечает никаких попыток создать Великий Туран.

“Говоря о Великом Туране как о наднациональном образовании в историческом смысле, я не думаю, что Турция преследует такую ​​цель. Я не понимаю, как на самом деле бывший СССР, а теперь и независимые страны могут хоть как-то поддержать эту идею. Напротив, весь пафос их внешней политики и деятельности заключается в укреплении национального государства”, — сказал министр иностранных дел России Лавров. При этом он отметил, что тема тюркоязычных отношений глубоко проникла в сотрудничество Турции с соответствующими странами, в том числе Азербайджаном и некоторыми странами Центральной Азии. Лавров напомнил, что существует Совет сотрудничества тюркоязычных стран, в котором участвует и Россия. “Несколько наших республик заинтересованы в контактах. Есть международная организация турецкой культуры. Также существует Парламентская ассамблея тюркоязычных государств. Все они работают давно. Их мероприятия в основном направлены на сохранение культурных, языковых и образовательных традиций”, — сказал Лавров. При этом он уточнил: “Мы также хотим, чтобы у “Русского мира” была возможность общаться. Мы создали расширенную сеть организаций соотечественников, проживающих за рубежом, мы открываем университеты “Русский мир” в разных странах исключительно для лингвистических, образовательных и научных целей”.

Разве усиление влияния не осуществляется также через культурные, языковые и образовательные традиции? Разве это не плановая политика, которая, кстати, давно обсуждается российскими экспертами, в том числе и в военной сфере? Даже первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов, комментируя намерения турецкой стороны, заявил, что Анкара мечтает о восстановлении Османской империи.

Кстати, недавно вице-президент Турции Фуат Октай встретился с генеральным секретарем Совета сотрудничества тюркоязычных государств Амревом, в этой же встрече принял участие посол Казахстана в Анкаре. На упомянутой встрече генеральный секретарь Совета сотрудничества тюркоязычных государств представил: “2020-2025. Стратегия Тюркского совета и видение тюркского мира до 2040 года”. Вице-президент Октай отметил, что документ станет важной дорожной картой для “более глубокого сотрудничества для тюркского мира”.

И в этих условиях министр иностранных дел России “не думает”, что нынешнее турецкое правительство преследует цель формирования Великого Турана? Или Кремль предпочитает не говорить об этом публично, поскольку в этом случае им также придется объяснять, как получилось, что влияние Турции на постсоветском пространстве неуклонно растет?

Турция уже “диктует правила” в контексте трехстороннего заявления Армения-Азербайджан-Россия, хотя Москва тоже этого не замечает.

Спикер парламента Турции Мустафа Шентоп на прошлой неделе принял делегацию во главе с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым. Касаясь турецко-азербайджанских отношений, Шентоп отметил, что они “уникальны в мире” своей близостью и искренностью. Спикер Великого Национального Собрания Турции отметил, что результат, достигнутый Азербайджаном в арцахской войне, был воспринят турецким народом с большим энтузиазмом. По его словам, участие турецких военных в военном параде в Баку 10 декабря свидетельствует о “высоком уровне” турецко-азербайджанских отношений. Шентоп сказал, что видение Турции в отношении Южного Кавказа состоит в создании поля стабильности, общей безопасности и сотрудничества на основе обязательств региона. По его словам, Турция поддерживает предложение президента Азербайджана Ильхама Алиева о создании платформы для многостороннего регионального сотрудничества. Затем он намекнул, что Турция ожидает, что Армения на этот раз, “сделав правильный шаг, станет частью мирного процесса”: “Никто не должен сомневаться в том, что в случае честного и искреннего отношения мы с таким же пониманием отреагируем на положительные шаги, которые должна предпринять Армения”.

Затем, подчеркнув степень политической поддержки Азербайджана, Шентоп напомнил о совместном заявлении, опубликованном четырьмя партиями в турецком парламенте 27 ноября, которое, по его мнению, стало ответом на решение Франции признать Республику Арцах. В заявлении резко осудили решение Сената Франции. Ссылаясь на письмо, направленное Байдену 54 членами Сената США с призывом оказать давление на Турцию из-за поощрения ею насилия со стороны Азербайджана в отношении армян в Арцахской войне, Шентоп сказал, что в ответ направлено письменное заявление, опубликованное 87 членами турецко-американской межпарламентской группы дружбы парламента Турции.

В свою очередь, председатель комитета по экономическим связям Турция-Азербайджан Наиль Окта, говоря о термине “одна нация, одна экономика”, подчеркнул, что они предпринимают стратегические шаги для достижения этой цели. Поздравляя Азербайджан с победой в Карабахе, председатель Делового совета Турция-Азербайджан Сельчук Акат сказал, что в эти новые времена Нагорный Карабах будет одним из приоритетов его экономической политике, они «сделают все, чтобы направить инвесторов в Карабах». Акат подчеркнул, что “Карабах для них не просто деловая программа, а долг”.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «АРАВОТ»
23.02.2021г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать