По словам Давида Бабаяна, Азербайджан и Турция делают комплимент России, но не секрет, что они считают Россию одной из своих целей
Продолжение. Начало — ЗДЕСЬ
— Г-н Бабаян, из заявлений различных экспертов из Баку видно, что размещение российских миротворцев в Арцахе было самым нежелательным сценарием для Баку. Даже пребывание российских миротворцев в Азербайджане на 5 лет считается серьезной проблемой, даже независимые азербайджанские эксперты выражают уверенность, что “президент Азербайджана сможет решить эту проблему в политической сфере” и “российские миротворцы покинут Нагорный Карабах”.Как вы думаете, возможны ли провокации турецко-азербайджанского тандема по выводу российских миротворцев, и что здесь делать армянской стороне? Рассматриваются ли возможности увеличения российского присутствия в Арцахе с точки зрения укрепления безопасности Арцаха, ведутся ли такие дискуссии о необходимости этого?
— Конечно, такие сценарии турецко-азербайджанского тандема исключать нельзя, и они работают в этом направлении. То, что у них антироссийская позиция, я думаю, очевидно и с геополитической точки зрения. Другое дело, что они проводят свою политику в отношениях с российской стороной, они им комплименты, но не секрет, что Азербайджан и Турция рассматривают Россию как одну из своих мишеней.
Поэтому в этом случае, конечно, нужно работать. Ни Азербайджан, ни Турция всего этого не скрывают, но они подходят к вопросу более профессионально. Кстати, здесь стоит упомянуть, что с точки зрения проведения нашей внешней политики, анализа геополитических вопросов, мы должны изучить модель сотрудничества турецко-азербайджанского альянса, а почему бы и нет, мы должны многое учесть и даже кое-что узнать, это необходимость, потому что мы не должны руководствоваться громкими подходами, потому что нам здесь есть чему поучиться.
— Есть часть Армении и Азербайджана, которая всегда недовольна российской стороной, хотя прекращение боевых действий происходило при посредничестве и участии России. Мы уже упоминали причины недовольства Азербайджана, а иногда мы также жаловались на то, что Россия, стратегический союзник Армении, не полностью поддержала армянскую сторону в 44-дневной войне. А что думают арцахцы? Должна ли Армения или Россия обеспечивать безопасность Арцаха?
— На данный момент российские миротворцы обеспечивают безопасность Арцаха, мир и стабильность в нашем регионе. В этой связи российские миротворцы являются важным фактором поддержания мира и стабильности в зоне азербайджано-карабахского конфликта.
Однако субъектность и геополитическое значение Арцаха во многом зависит от места и роли Арцаха во внутренней сфере, в диаспоре и в Республике Армения. Необходимо сделать все, чтобы место и роль Арцаха были бесспорными, чтобы Арцах, каким он был когда-то, был общеармянской ценностью, чтобы голос Арцаха был решающим. Я не имею в виду, что Арцах должен вмешиваться во все детали, нет. Но голос Арцаха должен иметь общеармянское значение. Таким образом, мы сможем обеспечить нашу безопасность, потому что с точки зрения безопасности многое зависит от вашего геополитического капитала, важности и потенциала. Это должен осознавать каждый. И когда мы видим, что есть люди, которые и сейчас делают такие заявления, как “Шуши принадлежал Азербайджану”, такое заявление сделала полусумасшедшая женщина, разве это не недопустимо? Таким образом, мы серьезно ставим под угрозу судьбу всех армян, потому что если вы отказываетесь от своего наследия, это означает, что вы нарушаете это наследие. Какое право вы имеете как государство, чтобы выжить?
— Какие шаги будут предприняты для международного признания независимости Арцаха? Есть ли скоординированная работа с официальным Ереваном, или, поскольку официальный Ереван выступает за продолжение переговоров, мы оставляем этот вопрос в стороне. Что будет сделано для международного признания Арцаха?
— Международное признание было и останется одним из традиционных, важных направлений нашей внешней политики. Мы никогда не отказывались от этого процесса. Мы просто должны понимать, что для этого нужно много работать в других направлениях. Это, прежде всего, сохранение нашей субъективности на данный момент, о чем я уже говорил.
Наша субъектность также во многом зависит от нашего места и роли в бытовой сфере. Кроме того, конечно, геополитическое положение Арцаха и его существование само по себе является важным геополитическим капиталом не только для нас, но и для многих других стран, потому что, несмотря на то, что мы находимся в таком фрагментированном состоянии, тем не менее, в этом состоянии мы продолжаем представляют собой важнейшую геополитическую ценность. Мы выдержали различные опасные, огромные течения, это однозначно.
Поэтому мы должны, прежде всего, уметь сохранить свою субъектность, еще больше ее усилить.
— Господин Бабаян, вы затрагиваете важную тему — субъектность Арцаха, но мы видим, что “аппетит” официального Баку вырос настолько, что президент Азербайджана, например, неоднократно предъявлял территориальные претензии к Армении, показывая свои амбиции в отношении Сюника используя “Зангезурский коридор”, более того, он предлагает другие страны использовать разные проекты, то есть они считают тему Арцаха уже закрытой, и теперь они переехали в Сюник. Другими словами, Азербайджан проводит четкую политику, и у нас нет контрмер.
— Конечно, эта политика ведется. Но это не значит, что они сдадутся, а мы откажемся от своей субъективности. Даже мельчайшие детали могут иметь здесь большое значение. Например, я задаю простой вопрос, той полусумасшедшей женщине, которая сказала: “Шуши был их”, как мы поняли, была обычным гражданином, “не понимала”, “была неграмотна” и т. д., Но это непонятно для нас, например, в Республике Армения, когда гражданин Арцаха получает паспорт по рождению, и в его паспорте написано “Степанакерт, Азербайджан”. Мы азербайджанцы? Были даже люди, получившие такие паспорта после 44-дневной войны и написавшие “Степанакерт, Азербайджан”. Что это … Мы должны собраться или нет? Пишет ли Алиев “Ереван, Республика Армения” применительно к армянам по происхождению? Напишите: СССР, почему вы пишете “Азербайджан” …
Другими словами, я хочу подчеркнуть, что любая тонкость, каждый, казалось бы, маленький шаг, на самом деле, может иметь большое значение и повлиять на процесс.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Фото — из страницы Давида Бабаяна в Facebook
Газета «АРАВОТ»
17.03.2021г