Трехсторонний “конструктивный” формат Армения-Азербайджан-Россия против Минской группы ОБСЕ
Как вытеснить МГ ОБСЕ?
На днях действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Швеции Анн Линде прибыла в Азербайджан, а затем в Армению. Она обсудила карабахский вопрос на встречах с властями обеих стран. Перед визитом в Армению и Азербайджан в конце января Анн Линде провела телефонный разговор с новоназначенным госсекретарем США Энтони Блинкеном по нагорно-карабахскому конфликту. Госдепартамент сообщил, что стороны обсудили, среди прочего, способы активизации работы Минской группы ОБСЕ, чтобы помочь Армении и Азербайджану достичь прочного и прочного урегулирования конфликта.
Первая остановка была в Баку, где у нее была отдельная встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и последний, ни в коем случае, заявил, что возобновление сообщения между Азербайджаном и Арменией может стать отправной точкой для того, чтобы оставить нагорно-карабахский конфликт в прошлом. “Мы уже начали переговоры об открытии сообщения между Азербайджаном и Арменией. Это часть заявления, подписанного 9 ноября. Уже состоялось несколько раундов переговоров на разных уровнях. Я думаю, что этот вопрос может стать отправной точкой для того, чтобы перевернуть всю страницу войны и оставить ее в истории”, — Об этом сообщил Алиев официальному сайту президента Азербайджана. Затем президент Азербайджана подчеркнул, что открытие коммуникации поможет всему региону, придаст динамику региональному сотрудничеству и откроет новые возможности: “Это может привести к возможному сотрудничеству во многих сферах. Я уже открыто сказал, что Азербайджан к этому готов”. По словам Алиева, четыре месяца после войны “показывают волю обеих сторон закрыть эту страницу и сосредоточиться на будущем”.
Другими словами, Алиев полностью блокирует возможную деятельность Минской группы ОБСЕ, что означает обсуждение статуса Нагорного Карабаха. И примечательно, что в вопросе блокирования деятельности Минской группы ОБСЕ он указывает на переговоры с Арменией в процессе открытия коммуникаций, иными словами, в некотором роде этот шаг Армении помогает Баку продвигать Минскую группу ОБСЕ еще дальше. Алиев хотел бы сказать, что если Азербайджан подписал документ с Арменией и сейчас ведет переговоры об открытии коммуникаций, то какой смысл переговоров в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ?
“Конструктивная атмосфера” по Москве.
Следует отметить, что на прошлой неделе, обсуждая начавшиеся в Азербайджане военные учения в Армении и рассматривая их как угрозу, официальная Москва заявила, что ведет переговоры с Баку и Ереваном. В Кремле сообщили, что 11 и 12 марта президент России имел телефонные разговоры с премьер-министром Армении и президентом Азербайджана. Согласно заявлению Кремля, в ходе телефонных разговоров обсуждались практические аспекты реализации трехстороннего соглашения, отмечалось, что режим прекращения огня сохраняется, а ситуация в регионе остается стабильной и спокойной. Также упоминается, что Никол Пашинян и Ильхам Алиев высоко оценили действия российских миротворцев вдоль Лачинского коридора. Кроме того, Кремль сообщает, что обсудил с Баку и Ереваном вопросы, связанные с разблокированием экономических и транспортных связей на Южном Кавказе.
В свою очередь, официальный представитель МИД России на еженедельном брифинге отметил конструктивный подход с обеих сторон. В ходе брифинга армянский журналист попросил прокомментировать заявление Ильхама Алиева о том, что “Зангезур является территорией Азербайджана” и что “коридор в Нахичеван должен быть создан на исторической территории Азербайджана”. “Не считаете ли вы сегодня, что заявление Алиева является грубым нарушением международных норм и посягательством на международно признанные границы Армении, и не противоречит ли заявление о коридоре трехстороннему соглашению?” — спросил армянский журналист. В ответ Мария Захарова отметила: “В зависимости от затронутой вами темы мы в рамках трехсторонней рабочей группы занимаем в целом конструктивный подход как с азербайджанской, так и с армянской сторон”. Она добавила, что Москва ожидает, что такой позитивный подход и заявление, направленное на поиск взаимоприемлемых подходов, будут услышаны в основном в официальных комментариях и в прессе.
Таким образом, Москва продолжает сохранять “конструктивную атмосферу” в послевоенный период и явно игнорирует тенденцию властей Азербайджана предъявлять Армении территориальные претензии. Что касается военных учений 15-19 марта в Азербайджане, официальный представитель МИД России настаивал на том, что они не представляют угрозы для региональной стабильности: “Все государства Южного Кавказа проводят регулярные военные учения. Соответствующая информация доводится до заинтересованных сторон заранее. По нашим сведениям, эти учения носят плановый характер, направлены на повышение боеготовности войск и не представляют угрозы для стабильности и безопасности в регионе”.
Сообщалось, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ собираются посетить регион в ближайшее время, но точной информации об этом визите пока нет. В недавнем интервью “Азатутюн” специальный представитель ЕС на Южном Кавказе Тойво Клаар сказал, что сегодня одна из приоритетных задач сопредседателей – не только собрать стороны за один стол, но и позволить войти Нагорному Карабаху.
Напомним, в середине февраля сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели удаленную встречу с главами МИД Армении и Азербайджана по видео, и переговоры снова прошли в отдельном формате. Согласно заявлению посредников, сопредседатели обменялись с каждым из них “долгими и предметными взглядами на содействие стабильности в регионе, посреднический процесс и роль Офиса личного представителя Действующего председателя ОБСЕ”. Как сообщили в МИД Армении, Ара Айвазян подчеркнул необходимость немедленного возвращения военнопленных и заложников, “подчеркнув недопустимость деструктивной политики Азербайджана в этом отношении”. Стороны также обменялись мнениями о возможности возобновления переговорного процесса, и Айвазян подтвердил, что “последствия применения силы не могут рассматриваться как решение конфликта”. А по сообщению МИД Азербайджана, “Джейхун Байрамов обсудил с посредниками текущую ситуацию в регионе, в том числе выполнение трехсторонних соглашений от 10 ноября и 11 января. Была подчеркнута важность восстановления доверия и мирного сосуществования для достижения прочного мира в регионе”.
Документ от 10 ноября — вопрос рейтинга Путина
Таким образом, позиция официальной Москвы заключается в том, что о статусе Нагорного Карабаха нужно договариваться, но потом. Но российские власти чаще обсуждают нагорно-карабахский конфликт с Турцией на уровне президента и министра иностранных дел. Уже складывается впечатление, что Россия и Турция являются наиболее активными сторонами в нагорно-карабахском конфликте, а Минской группе ОБСЕ даже не удается усадить стороны за стол переговоров.
Напомним, 26 февраля на пресс-конференции президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что не контактировал с премьер-министром Армении Николом Пашиняном после трехсторонней встречи 11 января в Москве. В этих условиях официальная Москва заявляет, что “Ереван и Баку конструктивны”, в то время как Алиев уже демонстрирует территориальные амбиции по отношению к Армении, а министр иностранных дел Азербайджана в специальном письме в ООН обвиняет армянскую сторону в нарушении подписанном 10 ноября трехстороннем соглашении. Это “конструктивная” атмосфера?
Кремль, безусловно, имеет в виду “конструктивный настрой Баку и Еревана в рамках трехсторонней рабочей группы по Нагорному Карабаху, сопредседателями которой являются заместители премьер-министров России, Армении и Азербайджана”.Другими словами, Минская группа ОБСЕ не функционирует, потому что, если она это делает, она должна обсудить статус Нагорного Карабаха, как утверждает официальный Ереван, поэтому Москва предпочитает трехсторонние переговоры по вопросам коммуникации, которые разблокируют все экономические и транспортные связи в регионе. Здесь действительно, по мнению российской стороны, царит вполне “конструктивная” атмосфера.
Конечно, очевидно, что трехстороннее заявление, принятое 10 ноября, является рейтинговым, имеет геополитическое значение для России и лично Путина, и Москва сделает все возможное для сохранения режима прекращения огня и дальнейших договоренностей, достигнутых при посредничестве Путина. Но с другой стороны, очевидно, что это будет достаточно сложно, по крайней мере, Турция и Азербайджан прямо против присутствия российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
Примечательно, в каком контексте министр иностранных дел России в последнее время говорил о российском посредничестве. “Им (Западу) украинский режим нужен только для одного – чтобы постоянно раздражать Россию и искать новые причины для своей антироссийской политики. Они хотят ослабить все вокруг нас: Беларусь, Среднюю Азию, а теперь и Закавказье, когда после успешной посреднической миссии президента России Владимира Путина между Арменией и Азербайджаном все они внезапно забеспокоились о том, как это было бы возможно без них. Сейчас они пытаются проникнуть в этот регион и усилить там свою активность”, — сказал Лавров.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
18.03.2021г