С момента объявления о проведении досрочных парламентских выборов 20 июня внутриполитическая повестка Армении изменилась. Позорное поражение в войне, потеря большей части Арцаха, угроза приграничным поселениям, жертвы, раненые, пленники и беженцы были “забыты”. Политическое поле сосредоточилось на выборах, Избирательном кодексе, партиях и их участии.
Это поразительное изменение приоритетов обсуждаемых тем, конечно, в первую очередь отвечает интересам власти: жизнь продолжается как ни в чем не бывало.
Особый энтузиазм вызывают небольшие проправительственные партии, которые видят возможность занять несколько мест в парламенте на этих выборах. Эти партии, конечно, не признают себя проправительственными, но их предает риторика. Как лучше всего угодить правительству? Ну, конечно, проклиная “бывших”, вытащив труп “бывших” из какого-то далекого “чулана” и ударив его со всей силой просто гнева, в надежде, что премьер это оценит и даст ему несколько мест.
Эти партии также будут “критиковать” правительство, и это уже предсказуемо. Они скажут, что всех судей, проработавших до 2018 года, следовало уволить и назначить судьями “лояльных к революции”, Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна и еще нескольких “бывших” следовало арестовать и посадить на длительный срок, они должны были их собственность у богатых и, в частности, захват замков и покупка оружия на эти деньги, закрытие всех оппозиционных СМИ и так далее. Мне кажется, что все эти предложения находятся “в сердце народа”, и я не исключаю, что Пашинян “смиренно” примет эту критику, сказав: “Да, дорогие друзья, я был слишком добрым и демократичным, но в следующий срок я буду более решительным. Конец бархату”.
Проблема в том, что эта повестка дня правительства и люмпенов не имеет абсолютно ничего общего с проблемами, стоящими перед Арменией, которые, по сути, обусловлены поражением в войне. Но еще более прискорбно то, что предвыборная повестка оппозиции, хотя номинально связана с этими вызовами, на самом деле довольно далека от них, поскольку основана на гипотезе “предательства” и “заговора”. Утверждая, что Пашинян договорился с Алиевым передать Арцах в лифте, оппозиция тем самым обходит серьезные ошибки правительства во внутренней и внешней политике. А поскольку речь не идет о реальных ошибках, нет никаких гарантий, что представители оппозиции не сделают тех же ошибок, когда придут к власти.
Отсутствует холодный, прагматичный подход, отвергающий ярлыки и популизм. Я не теряю надежды, что кто-нибудь продемонстрирует такой подход.