Какова ситуация на фронте армяно-иранского сотрудничества? В чем причина того, что Иран продолжает проявлять относительно пассивную позицию по региональным вопросам? Он все еще находится в состоянии ожидания? Об этом “Аравот” поговорила с экспертом по Ирану, ассоциированным экспертом Армянского Института международных отношений и безопасности (АИМОБ) Эммой Бегиджанян.
По словам Эммы Бегиджанян, одной из причин сложившейся ситуации является то, что в июне в Иране ожидаются президентские выборы. Скорее всего, к власти придут консерваторы. Она подробно рассказала: “В целом Иран очень чувствителен к геополитическим изменениям. Эти события очень важны для Ирана. Есть аналитический сайт под названием “Азербайджанцы”, и вчера я увидела там сообщение о том, что Турция и Азербайджан размещают войска возле Сюника, поэтому есть опасность, что они могут атаковать Сюник. Вот почему правительство Ирана было настоятельно рекомендовано, чтобы Иран ввел свои войска и разместил их на границе между Нахичевань и Арменией”.
По словам Эммы Бегиджанян, изменение международных границ – это красная линия Ирана, к которой стремятся Турция и Азербайджан. Иранский эксперт также процитировал публикации важного аналитического центра в Израиле, где в последнее время появилось много аналитических статей о том, что результаты Арцахской войны застали Иран врасплох. Она подробно рассказала по этому поводу: “Как я уже неоднократно говорила, девятый пункт трехстороннего соглашения о том, что все уже говорят о коридоре, а не о транспортном маршруте, стал настоящим сюрпризом для Ирана. Другими словами, этот вопрос был в основном в центре внимания Ирана”.
На вопрос, как развивается проект по запуску Худаферинского водохранилища, поскольку известно, что до Арцахской войны Азербайджан и Иран подписали соглашение о его запуске, Эмма Бегиджанян ответила: “Соглашение было подписано очень давно. Сотрудничество продолжается. В этом вопросе нет проблемы, как раз тогда Азербайджан критиковал Иран в этом вопросе, что вы делаете это с Арцахом, Арменией. Иран оправдывался, мы с вами подписали договор. После окончания войны для Ирана и Азербайджана были созданы лучшие условия для реализации сделки. Работы продолжаются”.
Эмма Бегиджанян ответила, оправдались ли ожидания Ирана от режима Джо Байдена или заявления остались на уровне обещаний: “Первым вопросом, который был очень важен для Ирана, и у Ирана были ожидания, было то, что вопрос о согласовании ядерной программы Ирана будет восстановлен”.
Напомним, что Иран и шесть стран подписали ядерное соглашение с Ираном в 2015 году, которое официально называется Всеобъемлющим планом совместных действий (СВПД). В 2018 году США вышли из соглашения и ввели экономические санкции против Тегерана. Избранный президент США Джо Байден пообещал вернуться к соглашению во время своей кампании, но после выборов сказал, что это будет не так просто.
Иранский эксперт заявил, что на довольно решающих позициях в правительстве Байдена находятся политики, сыгравшие большую роль в подписании соглашения 2015 года. Но теперь Соединенные Штаты заявляют, что мяч находится на стороне Ирана, а Иран заявляет прямо противоположное – Соединенные Штаты должны снять ограничения. По словам Эммы Бегиджанян, в этом вопросе есть тупик, хотя администрация Байдена с первых дней показало, что вопрос должен решаться дипломатическим путем.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
27.03.2021г