Строительство гигафабрики Tesla под Берлином с первых дней сопровождалось горячими дискуссиями сторонников и противников проекта. Решение компании расширить проект обострило противоречия
Deutsche Welle. В немецкой федеральной земле Бранденбург, где компания Tesla строит свою первую европейскую гигафабрику, нетрудно встретить горячих поклонников Илона Маска. Они почти каждый день собираются на окраине поселка Грюнхайде: через одни из ворот строительной площадки люди с фотоаппаратами или смартфонами разглядывают и снимают продвижение работ.
«Просто невероятно, с какой скоростью здесь возводятся сооружения», — говорит DW молодой человек. «Почему работа на немецких строительных площадках продвигается намного медленнее?» — задается он вопросом, указывая на одну из конструкций. «Я был здесь две недели назад, и там ничего не было, а сейчас все почти закончено». Он качает головой восхищенно и недоверчиво. «Похоже, что все очень хорошо организовано фирмой Tesla», — добавила спутница мужчины. По ее словам, это будет что-то выдающееся здесь в Бранденбурге, «после того как мы видели много других проектов, которые в конечном итоге провалились».
Tesla расширила проект, не дожидаясь открытия гигафабрики
Гигафабрика Tesla под Берлином в результате окажется больше, чем планировалось изначально. Измененная компанией заявка на строительство теперь включает и крупнейший в мире завод по производству аккумуляторных батарей — наряду с заводом по выпуску самих электромобилей. «Кто знал о нас раньше? Почти никто», — говорит DW Памела Айхман (Pamela Eichmann), возглавляющая в Грюнхайде региональное отделение Социал-демократической партии (СДПГ), которая с самого начала поддерживает проект Tesla. «Весь регион теперь может рассчитывать на новые возможности развития благодаря этому проекту, который прославил Грюнхайде на весь мир», — считает она.
По данным Tesla, только на гигафабрике, если она будет работать на полную мощность, предполагается трудоустроить около 12 тысяч человек. Первоначально производство планировалось начать в июле этого года. Но возможна задержка на несколько месяцев, поскольку внесение дополнений в план строительства требует тщательной проверки региональными властями и общественностью. «Первоначальная дата начала производства в любом случае была чрезмерно амбициозной», — говорит Памела Айхман, которая считает проект благом для региона. По ее словам, ранее «массы молодых людей уезжали отсюда, потому что не видели здесь ни будущего, ни работы», а теперь многое изменится, «поскольку Tesla привлечет в регион множество других фирм и поставщиков».
Задержка с введением завода в эксплуатацию раздражает главу компании Илона Маска. В начале апреля он пожаловался, что через 16 месяцев после первоначальной заявки не было названо конкретной даты для окончательного утверждения проекта гигафабрики, и это вынудило Tesla продвигаться вперед на свой страх и риск на основе предварительных разрешений. Опасения, что Маску надоест немецкая волокита, и он построит свою европейскую гигафабрику где-нибудь в другом месте, пока не подтвердились, и Айхман надеется, что никогда не подтвердятся: «Ответственные за принятие решений лица будут максимально сотрудничать, чтобы не поставить проект под угрозу». По ее мнению, Илон Маск «не соберется и не уйдет», поскольку проект продвинулся уже слишком далеко.
Строительство в водоохранной зоне
У местных оппонентов проекта резкое недовольство вызывает как скорость реализации проекта без окончательного его утверждения, так и тот факт, что завод частично находится на территории с крупными запасами питьевой воды. Среди критиков — Мануэла Хойер (Manuela Hoyer), возглавляющая «Гражданскую инициативу Грюнхайде», которая была создана в знак протеста против запланированной гигафабрики. «Независимо от того, есть ли сейчас задержка или нет, я не довольна всей процедурой в целом», — сказала Хойер DW. «Я считаю, что предприятию такого размера никогда нельзя было позволять строительство в водоохранной зоне».
Участники гражданской инициативы и многие местные жители обеспокоены огромным количеством воды, которое завод Tesla будет потреблять каждый день. Уровень грунтовых вод в регионе уже и так быстро снижается после трех жарких и засушливых лет подряд. Хойер рассказала, как видела по телевизору репортаж о незаконной прокладке водопроводных труб компанией, что укрепило ее убежденность в том, что немецкие власти закрывают глаза на нарушения. «Региональные природоохранные органы проводят только выборочные проверки на месте, но, очевидно, эти проверки не очень эффективны», — говорит она.
Считает ли активистка, что противники или политики могут в конечном итоге помешать проекту? «Теоретически остановить этот проект всегда можно, но политики, скорее всего, этого не сделают, поскольку в него уже вложены большие средства», — сказала Мануэла Хойер.
Для сторонников гигафабрики ее преимущества перевешивают недостатки
Дело не в том, что местные сторонники гигафабрики не видят потенциальных недостатков завода и его ожидаемого негативного воздействия на окружающую среду. По их мнению, гораздо больше пользы для экологии дает стремление Tesla к развитию электромобильности, которая позволит добиться отказа от классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
В своем апрельском заявлении руководство Tesla назвало «вопиющей проблемой» то, что «в действующих правилах и законах проекты, которые борются с изменением климата, и те, которые его ускоряют, рассматриваются одинаково». Впервые Маск объявил о своем плане построить гигафабрику под Берлином в ноябре 2019 года. В апреле этого года он заявил, что цель Tesla начать производство в Грюнхайде всего через 20 месяцев после принятия решения о том, где строить завод, «не амбициозна, это является простой необходимостью».
«Мы должны срочно остановить изменение климата, и электромобильность может способствовать этому, несмотря на свои нынешние недостатки», — считает Мануэла Айхман. По ее словам, «у нас просто нет времени обсуждать вещи вечно».
На главном снимке — строительство гигафабрики Tesla в Грюнхайде под Берлином
Фото — Deutsche Welle