За последнюю неделю, помимо тех, кто проклинает Пашиняна или Кочаряна, я стал встречать на улице больше людей, которые не хотят голосовать за этих двоих, и это, безусловно, положительный момент: Победа любой из этих фигур на выборах усугубит раскол и нестабильность общества. Но есть и плохие новости: Считается, что остальные 24 партии и блока принадлежат либо Пашиняну, либо Кочаряну.
Обычно люди делают неправильные обобщения: “все журналисты проданы”, “все богатые – воры”, “все преподаватели коррумпированы”, одним словом, “все врут и врут” (Габриел Сундукян точно охарактеризовал эту особенность гражданского мышления).
Я видел проявления крайнего нигилизма на протяжении всей своей сознательной жизни, в том числе в коммунистическую эпоху. Только в 1988-90 годах армяне, казалось, вышли из этого состояния неверия, но затем они снова разочаровались и начали обобщать характеристики определенных групп, которые они видели, с печальным заключением, что “эта страна никогда не станет страной”. В 2018 году Пашиняну удалось прийти к власти на волне ненависти к своим “бывшим”, но атмосфера того времени не имеет ничего общего с “позитивным” энтузиазмом 1988 года.
Даже сейчас есть значительный электорат, который никому не доверяет. Вы скажете: “Ну, у них есть основания, они так обманывали этот бедных народ”. В конце концов, это гражданский “вздох”: Если не будет лживой массы, ни один лжец, ни один лжец не сможет добиться успеха. Справедливости ради, конечно, можно констатировать, что у Пашиняна есть как минимум две политические силы, поддерживающие его — партия “Республика” и блок “Ширинян-Бабаджанян”, но цифры, включенные в списки этих сил, не скрывают своих предпочтений.
Читайте также
Об остальном можно сказать следующее: Довольно красноречивым “тестом” на то, чтобы не играть в чужую игру, может быть заявление той или иной силы о том, что, войдя в Национальное собрание, она ни при каких обстоятельствах не вступит в союз ни с Пашиняном, ни с Кочаряном. Опять же, вы можете спросить: “А что, если они обманывают?”. Теоретически это не исключено, но это станет концом политического пути партии.
Другой критерий — когда представители политической силы говорят не о своих планах и видении, а только о недостатках и неудачах других. Например, они специализируются на разоблачении многих грехов Кочаряна. Конечно, эти грехи бесчисленны, можно писать тома, но когда пропаганда ограничивается “ретроспективой” последних 30 лет и обходит нынешнее плачевное состояние, это уже вызывает сомнения.
Оказывается, есть много уловок, которые нельзя обмануть. Только если есть желание.
Арам АБРААМЯН