В Интернете появилось видео, где первый президент Армении Левон Тер-Петросян предлагает властям Арцаха подписать секретный документ между двумя армянскими государствами.
Это видео было снято 14 июня в 1993 году в Степанакерте. По секретному соглашению Тер-Петросян предлагал властям Нагорно-Карабахской Республики согласиться с мирной инициативой Минской группы ОБСЕ (ранее СБСЕ), беря на себя обязательство, точно выполнять все требования мирного плана, касающиеся Арцаха. В частности, в 2008 г. накануне февральских президентских выборов в Армении, кандидат в президенты Роберт Кочарян рассказал, что Левон Тер-Петросян оказывает давление на власти Арцаха, требуя передать Карвачарский район Азербайджану.
В феврале 2009 года в журнале “Аналитикон”, журналист Гегам Багдасарян, который как руководитель отдела информации, присутствовал на этих обсуждениях, писал что Тер-Петросян настаивал, на Армению оказывается сильное давление, Россия не даст нам оружия.
В связи с этим Aravot.am поинтересовался у координатора Нагорно-Карабахского комитета «Хельсинкская инициатива-92» , правозащитника Арцаха Карена Оганджаняна (на фото), пытался ли Левон Тер-Петросян в то время пойти на антиарцахский шаг.
Читайте также
Он ответил: “В то время Кельбаджар имел большое и решающее значение для существования Нагорного Карабаха с точки зрения развития как военных действий, так и для физической безопасности граждан самопровозглашенной республики. Поэтому власти Арцаха и Национальное собрание НКР были против и сопротивлялись. Хотя Левон Тер-Петросян и власти Армении приложили немало усилий, чтобы убедить власти Арцаха пойти на компромисс и освободить освобожденные территории. А то, что сейчас интерпретируется, что Левон Тер-Петросян однажды сказал, что мы должны отдать земли в обмен на мир и т. д. Это правда, территории были завоеваны нами с той самой целью, чтобы потом мы имели большую возможность для торга в период переговоров о статусе НКР. Но ощутимое развитие НКР по всем параметрам человеческого измерения привело к тому, что Карабах отдельно уже мог обеспечить свою безопасность и самодостаточно существовать, и в первую очередь, конечно, благодаря своей боеспособной армии.
Компоненты самодостаточности самопровозглашенного государства были важны для международного признания подобных республик. Вместе с тем, мы начали развивать буферные зоны, так называемые оккупированные территории, и темпы экономического роста и развитие демократических институтов были на столько ощутимы, что международное сообщество не могло просто игнорировать существование самодостаточного НКР…
А то, что произошло сегодня, было всего лишь сделкой России с Азербайджаном и Турцией по продаже Карабаха и получению Россией взамен политических и экономических дивидендов.
Мы знаем, что Россия сейчас находится под серьезным международными экономическими санкциями и давлением. Россия уже предпринимала аналогичные попытки и в прошлом, в апреле 2016 года, но в то время военное руководство Карабаха было стабильным и на своём месте, а не дезорганизованным, как при Николе Пашиняне, и они сумели в первый же день оказать достойное сопротивление и нанести сокрушительный удар по амбициям Азербайджана и планам России, сокрушив группу из сотен движущихся танков в сторону Степанакерта. И это стало решающим фактором в остановке апрельской войны.
На этот раз мы упустили момент, момент немедленного ответного удара в первый же день и последующие несколько дней. И в этом вина армянских и карабахских властей и по большому счету, результатом этой вины и непрофессионального управления государством в период войны, стала потеря государственности Арцаха. Виноват только Никол Пашинян, который, придя к власти, деморализовал все вооруженные силы, уволив с постов всех известных военачальников и командиров. А военная работа — это искусство, и оно достигается годами благодаря кропотливому труду. Он разрушил всю военную структуру, ничего вместо этого не создал и не смог управлять эффективно армией, которая могла бы принимать правильные решения во время кризиса. Отсутствие правильных военных решений привело к сегодняшней неудаче, и виноват в этом Никол Пашинян и его команда, а также власти Арцаха и Министерства обороны Армении и Арцаха. Поведение всей этой команды — было преступным”.
На замечание о том, что Левон Тер-Петросян, чтобы убедить власти Арцаха, сказал, что Россия не даст нам оружия, то есть, таким образом, русские еще тогда пытались торговать Карабахом, Карен Оганджанян ответил: “Да, но в то же самое время у нас были другие возможности, мы не только были связаны с Россией. В то время России было очень трудно нас унизить. Это было ужасно сложно сделать. Россия дышала на ладан. У нее не было такой силы, финансов, у нее не было просто возможности нас шантажировать. Но у нас была возможность диверсифицировать наши возможности по приобретению летальных и оборонительных вооружений. Что только одна Россия продает оружие? Продают разные страны как дружественные, так и недружественные. Мы могли бы иметь сегодня совершенно другой результат, просто нужно было грамотно развивать экономику страны, поднимать военное искусство, а не набивать собственные карманы”.
Рипсиме ДЖЕБЕЖЯН