В соцсетях я часто замечаю удивление людей тому, как один за другим находящиеся у власти экс-журналисты (во главе с премьер-министром) принимают законы против СМИ. На самом деле, это простой и чисто человечески вполне понятный психологический механизм.
Чтобы понять ситуацию, многие проводят параллель со «Скотным двором» Джорджа Оруэлла, где свиньи, изначально вместе с другими животными борющиеся против людей «ради всеобщего равенства», со временем начинают делать «исключения» для себя, в конечном итоге берут кнут и становятся такими же, как люди. Проведенная параллель, на мой взгляд, очень точная. Но вчера я вспомнил эпизод из другого известного произведения — «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино. Освободившись от рабства, Джанго приходит на переговоры с белым землевладельцем, и главный раб жестокого рабовладельца — Стивен, у которого тоже черная кожа, возмущенно обращается к своему хозяину: «И вы позволите этому грязному нигеру (так он характеризует Джанго – А.А.) войти в ваш дом и сесть с вами за стол?! »
Стивен — такой же афроамериканец, как и Джанго, но, прослужив в поместье много лет, стал даже бо́льшим расистом, чем его хозяин.
Вот и вся картина отрыва от реальности. Пока ты журналист (здесь можно назвать любую другую профессию), ты живешь нормальной жизнью и, конечно, не отрываешься от реальности. Как только оказываешься во дворцах, освобождаешься от бытовых проблем и попадаешь в атмосферу привилегированности, жадности, лести, развешивания портретов вождя на стенах , начинаешь возмущаться. «Да кто такие эти журналисты, что постоянно путаются под ногами? Как они осмеливаются не восхвалять нашу кропотливую, патриотическую работу?!».
От Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна и их окружения иного я и не ожидал, потому что они начинали свою карьеру в условиях коммунистической номенклатуры, то есть, не жили жизнью обычных людей с юных лет. Но видя, что и члены АОД, и нынешняя власть в конечном итоге начали проявлять себя так же, я просто еще раз убеждаюсь в правоте английского историка и политика 19 века Джона Дальберга-Эктона. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
В середине 1970-х рассказывали анекдот о бывшем лидере Советской Армении Антоне Кочиняне (этот анекдот, естественно, не имеет никакого отношения к этому патриотичному и совершившему много хороших дел человеку). Шутка была об отрыве от реальности.
Через несколько дней после ухода с работы Кочинян впервые в жизни заходит в магазин за колбасой. Увидев пустую витрину и всего лишь один кусок докторской колбасы в углу, думает, что колбаса из магазинов исчезла на днях и тяжело вздыхает: «Будете знать, кем был Антон Ервандович»!
Читайте также
Арам АБРАМЯН