Собеседник «Аравот» — Чрезвычайный и Полномочный Посол РА, экс-министр иностранных дел Арцаха Арман Меликян.
– Господин Меликян, как Вы оцениваете заявления РФ о разблокировании коммуникаций и демаркации? Например, это было сделано на уровне официального представителя МИД России, а также президента РФ Владимира Путина. Означает ли это, что Россия четко дает знать, что уважает территориальную целостность Азербайджана и пытается решить пограничный вопрос вне рамок Минской группы?
– Вынося этот вопрос на первый план, Россия ставит вопрос о будущем статусе Арцаха за рамки межгосударственных отношений Армения-Азербайджан. Фактически, Москва требует, чтобы официальный Ереван и Баку признали межреспубликанские административные границы, существовавшие в советское время, в качестве межгосударственной границы. В то же время российская сторона держит Арцах под своим военным и политическим контролем, хотя она также признает его территорией Азербайджана. Исходя из этой логики, демаркация и взаимное признание границ советского периода необходимы для создания предпосылок для разблокирования дорог. Демаркацию следует проводить по картам, хранящимся в Москве. Иныи словами, Ереван и Баку должны согласиться на границы, очерченные Москвой.
– В связи с вопросами демаркации премьер-министр РА Никол Пашинян в НС РА заявил следующее: «Я убежден, что карты, упомянутые Президентом Российской Федерации, если не на 100, то на 99% совпадают с границами Республики Армения, описанными в Законе об административном делении Республики Армения». Правительство сорвало проект заявления, подготовленного парламентской оппозицией РА. Как Вы думаете, внутреннее давление сможет уравновесить сильное внешнее давление на Пашиняна?
Читайте также
– Насколько правдивы заявления премьер-министра, станет ясно только тогда, когда будут опубликованы карты, упомянутые российской стороной. Не исключаю, что разница в один процент может относиться к Шурнуху, Черному озеру и некоторым другим территориям Армении, где незаконно размещены азербайджанские вооруженные силы. Можно предположить, что премьер-министр Пашинян предпочитает проводить демаркацию не на основе принципов, установленных международным правом, а на основе «Закона об административно-территориальном делении Республики Армения». Поскольку процесс демаркации не может быть односторонним, давайте посмотрим, какими принципами будет руководствоваться азербайджанская сторона в этом вопросе и, к примеру, если полностью включит Сюник в закон об административно-территориальном делении Азербайджана, то что тогда будет делать премьер-министр РА?
– Как бы Вы оценили нынешний этап армяно-российских отношений на фоне продолжающегося укрепления турецко-азербайджанских отношений?
– Наша государственность сегодня не в том состоянии, чтобы строить партнерские, то есть равноправные правовые отношения с Россией. Чтобы исправить эту ситуацию, потребуется время и серьезные целенаправленные профессиональные усилия.
– Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян заявил, что фаза напряженности между Азербайджаном и Ираном, которая имела место на публичной платформе, завершена. На Ваш взгляд, о чем договорились Тегеран и Баку?
– Независимо от того, о чем могут договориться иранские и азербайджанские официальные лица, территория Азербайджана по-прежнему будет представлять опасность для Исламской Республики Иран. Я почти исключаю иностранную агрессию против Ирана: его враги предпочтут свергнуть тегеранский режим за счет внутренних ресурсов страны. Внешнее вмешательство начнется только тогда, когда произойдет внутреннее восстание, и тогда Азербайджан станет платформой против Ирана. Сейчас — временный перерыв.
— Проходят ли вторжения Баку в Сюникский и Гегаркуникский марзы Республики Армения под руководством России? Похоже, премьер-министр РА Никол Пашинян откровенно высказался об этом в парламенте.
— Премьер-министр Пашинян определенно осведомлен лучше меня, поэтому задайте ему этот вопрос.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»