13 декабря в гостинице «Конгресс», в рамках форума «Новое поколение 2021», состоится премьера исторической драмы режиссера Александра Марутяна «Сардарапат. Генерал ждёт». Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью с режиссером фильма.
— Сардарапат занимает особое место в истории армянского народа, а на фоне последних развитий в регионе к этой героической странице истории обращаются всё чаще и чаще. Когда и в связи с чем Вы решили снять фильм об этом событии?
Много лет назад меня заинтересовал сам факт отсутствия внятного объяснения победы армянских войск в сардарапатском сражении. Спасибо маршалу Баграмяну, который в своих воспоминаниях подробно рассказал о Сардарапате и авторе победы — генерале Силикове (генерал-майор Мовсес Силикян или Моисей Силиков — российский и армянский военачальник, который в годы Первой мировой войны участвовал в боевых действиях против Османской империи на Кавказском фронте. – ред.). В начале 80-х годов прошлого столетия я специально ездил в Баку, чтобы встретиться с сыном Силикова. Вот так, из желания восстановить, прояснить историю, и родился замысел фильма.
— Фильм называется «Сардарапат. Генерал ждет»… Кого и чего ждёт генерал Силикян, ведь название явно не простое отражение сюжета?
Читайте также
Генерал ждет, когда Армения и мы, армяне, поймут и оценят его роль в спасении нашей Родины. Кстати, Силикова, несмотря на многолетние обращения его сына, реабилитировали только в конце 1980-х годов.
— Расскажите, пожалуйста, о художественных особенностях фильма, актёрском составе. Какие барьеры Вам пришлось преодолевать как режиссёру при реализации столь сложного замысла?
Первый барьер – это, к сожалению, абсолютная незаинтересованность в этом фильме у нас тогда, на закате советской эпохи, и сейчас. Для создания фильма нужны деньги. И немалые. Найти их – непростая задача. Но и это еще не все. Как придумать фильм, тем более о Сардарапате, чтобы ты, автор, мог сказать: я сделал все, что смог. Делайте иначе, лучше, но делайте.
Исторические картины, вне зависимости от жанра, всегда сложны. Я выбрал нечасто встречающийся у нас жанр документальной драмы прежде всего потому, что именно он дает возможность рассказать о событиях столетней давности с максимальным приближением к ним.
Неоценимую помощь в деле создания фильма оказали актёры Московского армянского театра под руководством Славы Степаняна. Этот фильм во многом состоялся благодаря их активной подержке. И прежде всего хочется отметить замечательного актера этого же театра, безвременно ушедшего Артура Диланяна (скончался 29 августа 2021г. – ред.), который прекрасно сыграл роль главного героя – генерала Силикова.
Не могу не сказать о той помощи, которую оказали сотрудники Музея Сардарапата во главе с директором Кареном Пахлеваняном, Национального архива Армении, Московского музея Армении (Армянский музей Москвы и культуры наций. – ред.). На всех этапах сложного пути создания фильма рядом была консультант – Сона Мирзоян.
А жанр документальной драмы по сути своей условен. И это вызывает особые требования к изображению. Оператор-постановщик Оганес Марутян, художник-постановщик Ацамаз Дзиваев, на мой взгляд, достойно справились с этой непростой задачей. Впрочем, насколько все получилось – решать зрителям.
— Для кого, с Вашей точки зрения, этот фильм? Кому адресован главный посыл и как бы Вы оформили основную идею двумя предложениями?
Главное для истории любого народа – максимальная объективность. Для меня – как армянина, автора и режиссера – высокой честью является сама попытка внести посильный вклад в восстановление справедливой оценки Сардарапата и роли генерала Силикова. Насколько это удалось – тоже судить зрителям.
— Способно ли современное кино без идеологических «концептов» изменить общественное мнение и помочь делу сохранения исторической памяти? Ставили ли Вы такую задачу?
Кино ничего и никого изменить не может. Оно лишь способно заставить зрителя сопереживать и задуматься, если это хорошее кино.
— Как случилось, что фильм об истории армянского народа снят в России?
Деньги. К сожалению, мои слабые попытки найти их среди соотечественников через прессу, личные обращения блистательно провалились. Как и тогда, в 1918 году, помогло участие русских офицеров в сражении. Деньги нашлись с помощью Россотрудничества.
— Что бы Вы хотели сказать армянскому зрителю накануне премьеры?
Да вот собственно и все, что я могу сказать зрителям. А дальше – им судить, что у меня получилось или не получилось в попытке рассказать об этом знаковом для Армении сражении.
Пресс-служба РЦНК в Ереване