Чтобы лишить депутата неприкосновенности Генеральный прокурор должен явиться в парламент и получить согласие Национального собрания. Эта норма существует в законодательстве как Армении, так и десятков других стран. В чем смысл? Понятно, что нельзя препятствовать политической активности законодателей, потому что исполнительная власть всегда может поддаться соблазну ограничить свободу оппонентов посредством уголовных дел. Следовательно, заключение депутата в тюрьму должно быть сложным процессом, требующим парламентского обсуждения.
Об этом элементарном, не предполагающем неправильной интерпретации положении знают (по крайней мере, должны знать) даже учащиеся старших классов. Маловероятно, чтобы эта правовая норма не была известна работникам прокуратуры и судьям. Даже немного удивительно, что возникла необходимость в комментарии Конституционного суда по такому вопросу.
С таким же успехом депутаты могут спросить Конституционный суд, может ли гражданин быть дважды осужден за одно и то же преступление или же действует ли в Армении презумпция невиновности. Конечно, не исключалось, что Конституционный суд даст какую-нибудь запутанную формулировку по столь простому, как неприкосновенность депутатов, лишенному юридических нюансов вопросу. К счастью, этого не произошло.
Фанаты власти, естественно, скажут — «они преступники и должны сидеть». Однако оставив в стороне ту же презумпцию невиновности, напомню, как наши правоохранители относятся, в частности, к преступлениям на выборах. Помните, когда Гагик Царукян заявил, что правительство должно уйти в отставку? Тогда очень быстро «выяснилось», что ППА раздавала предвыборные взятки во время выборов, а Царукян не платил налоги. Что случилось с этими обвинениями? Они исчезли, потому что лидер ППА больше не требует отставки Пашиняна. Это все, что нужно знать об уголовных обвинениях, а также о правоохранительных органах. Как и до 2018 года, «сверху» диктуют, кого «закрывать», а кого нет.
С другой стороны, обвинения властей в использовании административного ресурса после этих местных выборов звучат не очень убедительно. Люди, которые «работали» на РПА, сейчас делают то же самое для «ГД». Как сказал Муссолини: «Друзьям — всё, врагам — закон».
Арам АБРАМЯН