Что более выгодно для государства — «равенство» или иерархия?
Давайте опять вспомним «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. Там животные восстают против людей «ради всеобщего равенства». Но вскоре становится ясно, что свиньи, свершившие революцию, начинают жить привилегированной «человеческой» («буржуазной») жизнью, пересматривают все революционные законы и становятся точно такими же (если не хуже) «эксплуататорами», какими были люди. Подобная ситуация складывается после любой революции. Кстати, мне кажется, что это и было одной из причин распада Советского Союза. Коммунистическая элита обогатилась коррупционным путем, она хотела открыто жить «нормальной буржуазной» жизнью.
Но миллионами, «Мерседесами» и роскошными особняками как публично, так и тайно невозможно было наслаждаться. Этому препятствовала коммунистическая идеология с утопическими заявлениями о «равенстве». Именно поэтому коммунисты (они сами, а не ЦРУ) разрушили уже не действующую идеологическую «крышу» и превратились в «нормальных буржуа» с соответствующими удовольствиями.
Что такое «равенство»? В пророческом романе «Бесы» Достоевский мастерски описывает сторонников этого проекта. Один из них предлагает отрезать Цицерону язык, вырвать Копернику глаза, убить Шекспира, закидав камнями. Почему настолько жестоки представления о «небесном рае»? Очень просто, потому что невозможно добиться «равенства», подняв всех до уровня Шекспира. «Новый, чудесный мир» можно создать, только опустив всех до уровня «свиней» (по Оруэллу).
Читайте также
Но если идея «равенства» ложна, если должна существовать определенная иерархия и, следовательно, элита, то тогда возникает вопрос: откуда появляется эта элита? Этот вопрос особенно актуален в ХХ и ХХI веках. До тех пор, пока существовала монархия или, по крайней мере, общество, стремящееся к монархической иерархии, не нужно было ломать над этим голову. Понятно, что роль «элиты» играла аристократия. Головоломка возникает, когда эта родовая элита исчезает или теряет свое значение. При этом, во многих случаях, чем больше вычищаются следы этой аристократии, тем хуже.
В этом смысле я считаю, что ситуация в Грузии немного лучше, чем у нас. Сотни людей в соседней стране, по праву или нет, называют себя «князьями». Это часто вызывает у нас иронию. Но в грузинском обществе уважение к дворянству создает более благоприятную культурную ситуацию, чем в Армении, и речь идет в том числе и о политической культуре. Мне выпала честь общаться с одним из потомков Ильи Чавчавадзе — известного представителя грузинской аристократии, поэта и публициста XIX века. Он был членом парламента современной независимой Грузии. Речь, конечно, идет не только о «кровном благородстве», но и о высоких моральных ценностях, деликатности, скромности, великодушии – об умении не вести себя мелочно. Но согласитесь, определенная связь между родовой аристократией и интеллигенцией все же есть.
Аристократия уничтожалась на протяжении веков иностранными захватчиками и, как и везде, в первые годы советской власти. В этом была одна из причин, почему к тому времени, когда мы дожили до 1991 года, у нас не было моральных, а может быть, даже религиозных ограничений для обуздания жестокости рыночных отношений. А когда дело дошло до революции 2018 года (которая, я думаю, была объективной необходимостью в условиях стагнации того времени), мы не смогли удержать большинство наших граждан от шариковской мечты о «равенстве», которое, фактически, осуществилось по сценарию «Скотного двора», описанного выше. Все это дает нынешней власти основания презрительно отзываться об интеллигенции и элите, потому что после любой революции из интересов большевистской власти исходит, чтобы были «слепые Коперники» и «забитые камнями Шекспиры».
У швейцарского философа польского происхождения Юзефа Бохеньского есть интересный труд – краткий словарь предрассудков под названием «100 суеверий». Согласно автору, 3 из 100 из них — это предубеждения относительно элиты.
1 / Элита должна постоянно опускаться, соответствовать уровню народа, между ними и народом не должно быть расстояния.
2 / Представители элиты должны происходить из богатых и влиятельных семей.
3 / Элита не должна получать зарплату выше среднего гражданина. Бохеньский, естественно, не знал, сколько в Армении платят водителям автобусов.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»