Наблюдения первого президента Армении Левона Тер-Петросяна о внутриполитической ситуации, представленные на сайте ilur.am на прошлой неделе, в основном верны. Доминирующие на политической арене и представленные в парламенте три силы ведут борьбу за то, чтобы, соответственно, остаться у власти и прийти к власти. (Утверждения об «отсутствии государственного интереса» и «отсутствии различия в средствах» нуждаются в более подробном обосновании). Представители двух оппозиционных сил заявляют, что не стремятся к власти, но у нас есть основания им не верить. Серж Саргсян, например, заявил в 2014 году, что если конституционными изменениями будет установлена парламентская система правления, он не будет баллотироваться на пост премьер-министра. Но произошло прямо противоположное. Заявления политиков не могут быть основанием для выводов.
«У остальной части общества сейчас нет рычагов влияния на ситуацию», — совершенно справедливо заметил первый президент, вероятно, имея в виду свою партию Армянский национальный конгресс и его сторонников. Следующее предложение, надо полагать, отвечает на вопрос, почему это так. «Активные игроки в политологическом и медийном поле почти полностью обслуживают интересы трех упомянутых лагерей». На мой взгляд, это преувеличение: в Армении есть как минимум 5-6 авторитетных сайтов, которые явно не служат интересам этих троих.
Объяснить нынешнюю ситуацию только пропагандой и имеющимися для нее ресурсами, большая часть которых, безусловно, находится в распоряжении трех вышеперечисленных сил, невозможно. Здесь важны и другие факторы, об одном из которых я могу рассказать лишь мимоходом из-за нехватки места. (Конечно, об этом должны говорить социологи и политологи, но чисто научного анализа этой проблемы я пока не видел).
Рейтинг нынешнего премьер-министра и сегодня достаточно высок – рейтинг Пашиняна, а не ГД, правительства или парламента. Большая часть этого рейтинга «обеспечена» антирейтингами Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. В тот момент, когда основные оппозиционные силы не будут ассоциироваться со вторым и третьим президентами (а этот момент рано или поздно наступит), у Пашиняна появятся серьезные соперники, которые удовлетворят потребности большинства в обществе.
Читайте также
Эти потребности, в свою очередь, на сегодняшний день не связаны с безопасностью, Арцахом, армяно-турецкими отношениями, а тем более с демократией и верховенством закона. Главное требование — «справедливость». У этого слова, конечно же, много значений. 1/закон, 2/милосердие, 3/восстановление прежней ситуации, 4/равенство, 5/неравенство в пользу нуждающихся, 6/компенсация, наказание, месть. Это последнее значение до сих пор преобладает в нашем политическом поле и формирует «mainstream» дискурса. Но такая ситуация, как я уже сказал, не будет длиться вечно.
Арам АБРАМЯН