«Это же не кнопка в парламенте, чтобы нажимать ее? Позвольте мне закончить мысль», — возмутился лидер партии «Цегакрон» Шант Арутюнян в ходе дискуссии с историком, дипломатом, членом правления НДП Ара Папяном.
Он напомнил, что в декабре 1919 года, после турецкой капитуляции, когда султан потерпел поражение, в январе в Стамбуле собрался меджлис, и сторонники Кемаля объявили национальную декларацию о непризнании капитуляции.
Проведя параллели с событиями в РА, он отметил: «Это то же самое, если бы наше Национальное собрание объявило, что оно не признает документ от 9 ноября. В это время армия Антанты входит в Стамбул, захватывает здания, скручивает людям руки, выгоняет, а некоторых ссылает. Но они идут и проводят встречу в Анкаре…
Не каждая революция нуждается в признании правительств. Это также, как признание государств подлежит обсуждению, является спорным. Например, США признали независимость Кубы, и в 1959 году вопрос о признании больше не возникал. В 1974 году Пиночет совершил революцию, вопроса о признании не возникло. Иранская революция произошла в 1978 году, и опять такой проблемы не возникло.
Я привожу все эти примеры, чтобы показать, что правящие сверхдержавы руководствуются злободневными интересами, исходя из целесообразности для себя, в этом смысле они могут ссылаться на ту или иную конвенцию. Вот почему я говорю, что нам нужно найти более бесспорные пути, и если вы настолько гениальны, что найдете их, то я буду очень благодарен».
Ара Папян возмущенно заявил, что Шант Арутюнян просто искажает исторические факты.
Читайте также
Шант Арутюнян не дал Ара Папяну высказать свое мнение, он, в свою очередь, настаивал на своем. «Подождите, позвольте мне привести факты, которые вы искажаете. Вы говорите, это нужно было, то нет, вы говорите иранская революция. Хочу отметить, что все новые правительства нуждаются в признании, пусть даже через выборы. Наши власти из кожи вон лезут, чтобы получить поздравления после выборов, поэтому все и делают.
Если говорить о политическом поприще, то однозначно, что Армения никогда не может быть более важной для любой страны, чем Турция, как в экономическом, так и в военном и политическом плане. Единственный способ победить для нас – правовой. Мы не должны отклоняться от правового пути. Международный суд вынес решение против Соединенных Штатов, они выполнили требование. Может быть, вы делаете эти призывы из патриотических побуждений, но это очень опасные, антиармянские призывы. Если мы выйдем на политическую арену, то однозначно проиграем».
Снова акцентировав на том, что Карсское соглашение должно быть аннулировано, Шант Арутюнян заявил, что оно выгодно и русским, и туркам. Он напомнил, что его семья преследовалась во времена Советского Союза за борьбу против этого договора, его отец, его друзья. «КГБ так боялся его отмены. Мне было 12 лет, отца арестовали. Наш дом обыскали. КГБ по-прежнему преследует тех, кто требует отменить договор».
Татев АРУТЮНЯН