Третий президент Армении Серж Саргсян и действующий премьер-министр Никол Пашинян регулярно угрожают опубликовать представленные Минском ОБСЕ предложения по урегулированию карабахского конфликта, чтобы показать, кто сдал Арцах, а кто нет. Напомню, что предыдущие предложения – пакетное, или поэтапное урегулирование, «общее государство», «Мадридские принципы», по сути, уже рассекречены и опубликованы исследовательским центром «Ани». Следовательно, сегодня это не является большим секретом, и остальные предложения также можно публиковать вместо того, чтобы угрожать друг другу. Однако есть некоторые косвенные признаки, дающие определенное представление о том, какая была у Пашиняна позиция перед войной.
По этому поводу позвольте напомнить интервью премьер-министра программе BBC Hard talk, которое было размещено на YouTube 14 августа 2020 года — примерно за полтора месяца до войны. (вероятно, в эфире оно появилось за несколько дней до этого). Более интересна та часть интервью, где Пашинян объясняет, почему он говорит, что «Арцах — это Армения и все». «В первую очередь, Нагорный Карабах, поясняет премьер-министр,- на протяжении нескольких тысячелетий населен местными армянами, и, кстати, название «Арцах» имеет историю в несколько тысячелетий…». Пашиняна прерывает ведущий программы Стивен Сакур. «Мы не можем углубляться в тысячелетия вашей истории, мы можем размышлять о сегодняшних реалиях». Сакур упоминает резолюцию Совета безопасности ООН, которая, по его словам, однозначно требует вывода армянских войск с оккупированной территории Нагорного Карабаха в Азербайджане. В ответ на это премьер-министр Армении говорит. «В документе Совета Безопасности ООН ни Республика Армения, ни Вооруженные Силы Республики Армения не упоминаются. Там упоминаются силы самообороны армян Нагорного Карабаха» (этот диалог можно посмотреть примерно с 6-й минуты).
Из интервью можно сделать два вывода. A/ Летом 2020 года премьер-министр Армении считал Арцах армянской землей (где армяне жили на протяжении тысячелетий). Б/ Он не считал, что известные резолюции ООН, на которые, кстати, на протяжении 26 лет ссылалась азербайджанская сторона в качестве аргумента для прекращения «оккупации», были препятствием для существования Арцаха вне Азербайджана. Его позиция, видимо, изменилась после войны.
Сравните мысль, высказанную в упомянутом интервью, с постом Пашиняна в Facebook от 26 декабря 2021 года, где, в частности, написано: «Очевидно, что Совет Безопасности ООН будет принимать все решения в соответствии с логикой принятых им резолюций по нагорно-карабахскому конфликту, где Нагорный Карабах был признан частью Азербайджана». Позиция Пашиняна, высказанная летом 2020 года, также косвенно свидетельствует о том, что в то время он не считал, что все потеряно, и что «бывшие», начиная с Тер-Петросяна, уже сдали Арцах.
Читайте также
Однако заявления, речи, интервью не являются дипломатическими документами. Пока не будут известны все проекты урегулирования, существовавшие до трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, дать объективную оценку какому-либо процессу не представляется возможным.
Арам АБРАМЯН