В литературе встречается множество видов демократии: «суверенная», плебисцитарная, элитарная (Шумпетер), делегатская (О’Доннелл), партиципаторная (Фромм) и другие. Говорят, что эти виды достигают 100.
Близкие к Кремлю российские политологи особенно любят говорить на эту тему: в США одна форма демократии, в России другая, в Китае третья, и каждый, так сказать, счастлив по-своему. Теоретически я, конечно, не против деления демократии на типы, но мне кажется, что должен быть какой-то критерий, позволяющий называть все варианты этого явления одним словом. Например, Covid-19 имеет разные проявления, но есть особенности, по которым тест ПЦР идентифицирует все виды именно под этим названием.
Для меня главным «тестом» для демократии является контроль над властью, механизмы сдержек и противовесов между ее ветвями, такая ситуация, в которой вся власть не сосредоточена в руках первого лица. В этом смысле Армения никогда не была демократией. Многие говорят, давайте в Конституции напишем то или другое, и этот вопрос будет решен.
Мы уже три раза писали разные вещи, теперь вроде и в четвертый раз собираемся, но вопрос никак не решается. Потому что демократия не обусловлена мудрыми словами, написанными на листе бумаги, демократия – это культура.
Читайте также
Если первое лицо страны – это, по сути, монарх, то остальные недемократические проявления являются производными от него. Монарх заинтересован в том, чтобы судьи следовали его прихотям, он требует от своих «визирей» преследования избранных руководителей органов местного самоуправления, способных проявить самостоятельность, он пытается через своих «опричников» заставить замолчать всех, кто его критикует.
Еще одно важное обстоятельство, о котором говорится относительно мало. Монарх отправляет своих партийных «комиссаров» управлять университетами, чтобы последние препятствовали академической и образовательной свободе. «Визири», «опричники» и «комиссары», как бы их сегодня ни называли, — элементы недемократической культуры.
Так что демократия вовсе не является «брендом» Армении. Но проблема не в том, является ли она «брендом» или нет. Предположим, что все демократии, все международные или правозащитные организации единодушно заявляют, что Армения является лучшим примером демократии в мире. Что это нам дает? Я думаю, демократия нужна нам в первую очередь для решения наших внутренних и внешних проблем. Это инструмент, а не «бренд».
Арам АБРАМЯН