Представьте себе следующую сцену: группа армян – граждан Армении, вышла на улицы Еревана, держа в руках плакаты, на которых написано: «В 1915 году не было Геноцида армян». Такое невозможно представить, не так ли? «Быть армянином» уже само по себе подразумевает, что вы принимаете определенные ключевые моменты нашего государства. В Армении, в отличие от ряда других государств, заявления об отрицании факта Геноцида не криминализированы. В этом нет необходимости — это «красная черта», за которой начинается сфера «непринадлежности» к нашей нации.
Призывы к отказу от суверенитета Республики Армения также не криминализированы, хотя наша страна неизменяемой статьей Конституции объявлена суверенным государством. Юристы поясняют: простым гражданам, не чиновникам, разрешено то, что не запрещено. Например, до 2 августа 2021 года ненормативная лексика не влекла за собой уголовных последствий, а теперь влечет, и большая часть усилий полиции и других правоохранительных органов теперь направлена на то, чтобы ловить оскорбляющих Пашиняна граждан и привлекать их к ответственности. Конечно, ругань сама по себе является расплывчатым термином. Конечно, за нецензурную лексику сам премьер-министр к ответственности не привлекается, как утверждают те же адвокаты, это является «юридической практикой». А законом нецензурная лексика является уголовно наказуемой. Тогда как пропаганда против суверенитета Армении не является уголовно наказуемой.
В отличие от темы Геноцида армян, здесь нет проведенной обществом «красной линии». То есть, когда люди выходят на улицы и призывают к вхождению Республики Армения в состав другого государства, это, с одной стороны, не запрещено законом, а с другой — большинство в обществе не считает это неприемлемым поведением, оскорбляющим наше национальное достоинство. Как и демонстрации на улицах Еревана с буквой «Z», символизирующей агрессию, смерть, обстрелы городов.
Как большинство наших граждан спокойно восприняли потерю большей части Арцаха и выразили поддержку потерпевшему поражение главнокомандующему Вооруженными Силами на выборах, точно так же они не будут против присоединения Армении к союзу Россия — Беларусь – ДНР — ЛНР. В отличие от Армена Ашотяна, я думаю, дело не в «эмоциях». Это вопрос системы ценностей и цивилизационного выбора. Или, как в случае с нашим обществом, проблема глубокого безразличия к ним.
Читайте также
Арам АБРАМЯН